Поддержку АМКУ в достижении этих целей в ближайшие 4 года будут оказывать Генеральный директорат по вопросам конкуренции, Генеральный директорат по политике соседства и переговорам о расширении, а также страны-члены ЕС. В конце этого года в АМКУ в качестве внештатного советника начнет работать эксперт из ФРГ. Кроме того, сотрудники Генерального директората по вопросам конкуренции охотно делятся своим опытом с украинскими специалистами, выступая на различных конференциях и семинарах. Так, авторитетные европейские эксперты участвовали в Пятом Форуме Украины по вопросам конкуренции, состоявшемся в Киеве 17-18 марта.
Рикардо Кардозо отметил, что успешность внедрения европейских норм в сфере защиты экономической конкуренции во многом зависит от эффективности антимонопольных ведомств. Требования одинаковые для всех: 1) гарантия независимости, 2) квалифицированные сотрудники и достаточный бюджет, 3) действенные механизмы выявления нарушений и наказания за них, 4) программы освобождения от ответственности, которые побуждают компании первыми сообщать о фактах картельных сговоров.
Немного о финансах. В начале марта Федеральное конкурентное ведомство Австрии (Bundeswettbewerbsbehörde,), одно из самых маленьких в Европе, сообщило, что по результатам экономического исследования Еврокомиссии по Австрии объем финансирования этого госоргана признан недостаточным.
По данным пресс-службы BWB, в 2015 году бюджет ведомства составил 2,84 млн евро. Работают здесь 34 человека. То есть на одного сотрудника в год пришлось 84 тысячи евро. В АМКУ трудятся около 750 человек. Бюджет на 2016 год – 67,5 млн грн или 2,3 млн евро – меньше, чем у австрийских коллег. На одного служащего – 3 тысячи евро в год - то есть почти в 30 раз меньше, чем в Австрии. Разумеется, жизнь в Европе дороже, но не столько. Минимальная зарплата в Австрии и Украине в 2015 году отличались примерно в 20 раз.
Если взять только зарплаты сотрудников АМКУ, на которые в этом году уйдет 48,3 млн грн, то получится, что в среднем защитник конкуренции в Украине получает 5,4 тысячи гривен в месяц. Да, это выше, чем средняя зарплата в системе государственного управления - 4,5 тысячи за январь-февраль. Но понятно, что за такие деньги работать в АМКУ может только энтузиаст, желательно с наличием обеспеченных близких родственников. Если бы Еврокомиссия проводила исследование финансового обеспечения украинского конкурентного ведомства, то, наверняка, вывод был такой же, как и для Австрии.
Возможно, в ходе реформы штат АМКУ оптимизируют, но это все равно не решит вопрос финансирования. Например, количественный состав конкурентного ведомства Польши в 1,5 раза меньше, чем в Украине, а бюджет - в 4 раза больше.
С другой стороны, АМКУ необходимо доказывать свою эффективность, тогда будет легче согласовывать и денежные запросы. Экономический эффект от работы АМКУ в 1 млрд грн за год – это хорошо, но хотелось бы и положительных отзывов от бизнеса, которому помогли защитить экономические интересы.
По данным Рикардо Кардозо, еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер пока не планирует встреч с руководством АМКУ. По-видимому, Еврокомиссии нечего обсуждать с Украиной в сфере конкуренции на таком высоком уровне. Есть интерес у Брюсселя, например, к крупным торговым партнерам - Китаю и Японии, поэтому еврокомиссар и посетила в марте с визитом эти страны.
Но это не значит, что у украинской стороны нет проблемных тем для обсуждения с европейскими друзьями. Сетования на неравные условия для конкуренции на европейском рынке есть. Можно вспомнить тех же производителей мяса птицы или упаковки. Поэтому роль АМКУ в продвижении интересов украинской экономики недооценивать не надо.
Заявить о себе в Европе отечественное конкурентное ведомство может по-разному. Первый способ - добиваться равных условий для честного соперничества европейских и украинских производителей на рынках ЕС. Второй – принимать громкие, но политически мотивированные решения, например, выписывать крупнейшие в Европе штрафы, которые вряд ли будут оплачивать. Первый путь – сложнее, но, кажется, эффективнее.