Начну с железнодорожного сообщения. Количество поездов и количество вагонов в поездах сократилось (что выглядит дико в разгар туристического сезона), как результат с билетами ситуация достаточно напряженная, особенно из Симферополя в Киев (билет в Крым на следующих день без особых проблем купил через Приват24). В Киев же за неделю до даты отправления выкупал один из последних билетов до Белой Церкви на поезд №88 Симферополь-Ковель (оттуда маршруткой до Киева 30 грн и час езды). Таможенники досматривают по обе стороны границы, стоянки от 30 до 60 минут. В результате поезда в обе стороны, в которых я ехал, пришли к станциям назначения с опозданием в час.
Российские флаги в Крыму сейчас повсюду. Российские рубли – тоже, за гривны можно только купить рубли в обменнике. Разница в ценах с Киевом проявляется в основном на тех товарах, что уже завозятся из России. Приведу примеры: Coca Cola 0,5л 30 руб (11,5 грн), в Киеве 7,5 грн; сигареты Parliament Aqua Blue 80 рублей (30,8 грн), в Киеве 21,5 грн; пиво Tuborg 70 руб (27 грн), в Киеве 10 грн. А вот бензин в Крыму дешевле: А-95 на крымских заправках стоит 38 руб (14,6 грн), в Киеве 16,6-17,0 грн. Цена украинских товаров тоже пошла вверх, но умеренно, хотя существенное уменьшение количества товара заметно. По состоянию на 25 августа (на тот момент по просьбе Аксенова Роспотребнадзор снял запрет на украинскую продукцию и украинские продукты были завезены) не критично до 10% в любую сторону отличаются цены на говядину, хлеб, лук, картофель, баклажаны, помидоры, рис, сахар.
Туристический сезон провален бесповоротно. Я был весьма удивлен услышать, что предприниматели (детские аттракционы), которым в Керчи в сезон вчетвером (!) на одной площадке не было тесно и хватало клиентов, уехали на лето с оборудованием на заработки в Москву.
Круг моего общения в Крыму всегда был и есть сугубо проукраинским. Тем не менее среди моих крымских друзей и знакомых остались единицы тех, кто не получил российский паспорт. Потому что Родину покидать никто не собирается, а иначе жить в российском Крыму не получится. Потому что детей в школу или детсад отдавать нужно, в университет поступать надо, госучреждение посетить повод всегда может появиться, не иметь доступа к медицинским услугам может быть смертельно опасно. И иначе никак. Возмущения – да, полно. Как самим фактом аннексии (в 21-ом веке-то?!), так и безвольной сдачей Крыма украинской властью. И сколько ни спорь о том, был ли у этой власти другой относительно безопасный выбор в тот момент, факт остается фактом. Вот и теряют люди веру в то, что Крым снова может стать украинским.
А давайте и мы поразмыслим, будет ли Крым когда-нибудь снова украинским? Отставив собственные надежды и чаяния в сторону, исключительно аналитической частью своего сознания честно признаюсь – я не знаю, и прогнозировать тоже предпосылок не имею никаких. Силового варианта возврата Крыма, думаю, не существует: это значит еще больше настроить против себя и так большей частью пророссийское население Крыма, обречь на смерть тысячи человек (а возможно десятки и сотни тысяч) военных и мирного населения и сделать шаг к третьей мировой войне. Международное дипломатическое и экономическое давление тоже аргумент весьма слабый, успешно нивелируемый российской «газовой картой».
Два фактора могут стать ключевыми в вопросе возвращения Крыма под украинскую юрисдикцию.
Первый - географическая принадлежность и экономическая зависимость. Многокилометровые и многочасовые очереди на Керченской переправе в последнее время стали притчей во языцех, и я откровенно не представляю, что РФ будет делать с Крымом без достаточного транспортного сообщения. Человек, не понаслышке знакомый с инженерией на воде, сказал, что не представляет, как можно построить мост или туннель на Керченской переправе. Потому что помимо сильного течения и 18-метровой глубины, чтобы вогнать мостовые или любые другие опоры в твердый подводный грунт в Керченском заливе необходимо будет пройти еще около 20 метров «движущегося грунта». По его словам, на данный момент нет технологии, способной защитить мост или туннель от смыва. Именно по этим причинам железнодорожный мост через Керченскую переправу, построенный в 1944 году, не простоял и года, а восстанавливать его не стали. Исправьте, если он ошибается. А еще Крым покрывает свои потребности в электроэнергии только процентов на 30. Сотрудник Крымэнерго уверил меня, что если Украина прекратит поставки, электричеством в полном необходимом объеме можно будет обеспечить только потребителей 1-ой категории (больницы, школы, госучреждения и подобное). Все остальные категории сильно пострадают. Сильно зависит Крым и от днепровской воды. Благо, это лето выдалось достаточно дождливым, чтобы потребность в воде не была столь явственно ощутима. Да и импорт украинской молочной и мясной продукции занимает в списке экономических зависимостей далеко не последнюю очередь. Вот это все и заставляет сделать вывод, что Хрущев очень даже не ошибался, передавая Крым под юрисдикцию Украинской ССР.
Второй – это изменение массового сознания крымчан, которые на своей шкуре почувствуют насколько Крым территориально и экономически должен быть украинским и поймут, что страна, которая допускает такой насильственный режим отношений на международной арене, к собственному населению с большим уважением тоже относиться не станет. Это все, однако, в данный момент в Крыму ощущается слабо, прежде всего за счет роста пенсий и зарплат работников бюджетных организаций от 50% до 300%. Моя мама в марте этого года получила 1200 гривен пенсии, а в июле – 9200 рублей (3540 грн). Говорят, сотрудникам силовых органов тоже увеличили зарплаты в 3-4 раза, привели к российским стандартам, так сказать. И как следствие, защищать новый режим они станут очень прилежно. Не чувствуется в том числе и потому что Украина продолжает поставку воды и электроэнергии. На грустную шутку мамы «Будем зимой без света сидеть» я ответил не менее грустной «Не переживай, зато мы без газа сидеть будем». Правда, не удивлюсь, если Украина без газа сидеть будет, но в Крым электроэнергию поставлять продолжит. Тенденция последних дней говорит именно об этом. И это Россия запретила ввоз украинской продукции в Крым, а не Украина разыграла карту интегрированности Крыма в свое экономическое пространство. Смешно даже как-то, ЕС торговые отношения с Крымом запретил, а Украина даже не почесалась. Хотя позже по просьбе Аксенова российский Роспотребнадзор вновь частично разрешил ввоз украинской продукции (иначе подорожание цен в Крыму до среднероссийских стало бы необратимым – а они, кстати, вот какие), и Украина вновь осуществила поставки продовольствия. Видел недавно соответствующие фотографии полок крымских супермаркетов с украинской молочной продукцией, да и при посещении АТБ в Симферополе украинской продукции увидел весьма немало. Цена на картофель, к примеру, в момент отсутствия поставок с материковой Украины достигала 40 рублей (15 грн), а сейчас уже можно найти на оптовом рынке картофель по 10 рублей (3,8 грн). Откровенно говоря, даже не знаю, как в таких условиях крымчане поймут, зачем Хрущев Крым Украине передавал.
А может украинская власть ждет завершения АТО на востоке, чтобы вспомнить о своем обещании вернуть Крым? Тогда меня совершенно не удивляет постоянная разносторонняя поддержка военного конфликта на востоке со стороны России. Думаю, присоединение так называемой «Новороссии» к РФ снято с повестки дня, но так называемым «сепаратистам» теперь стратегически важно дотянуть до зимы, когда российская «газовая карта» станет козырной. А международное дипломатическое давление может развернуться против Украины.
Мы можем сколько угодно осуждать аннексию Крыма, обращаться в НАТО и ЕС за словами поддержки и возмущения действиями РФ, обещать друг другу, что Крым снова станет частью Украины. Но пока мы лишь лаем, караван по факту идет в другую сторону.
Украинский Крым глазами очевидца, 17-25 августа 2014 года.