Цифровой провал

Украина, какую сферу ее жизни не возьми, - страна удивительных контрастов. У нас преспокойно "уживаются" нищенские пенсии граждан и миллиардные состояния власть имущих, война на востоке и торговля с агрессором, всеохватывающая коррупция и существование сразу нескольких органов по борьбе с ней, которым банально не дают работать.

Фото: Сергей Нужненко

Подобные "полярные" ситуации кажутся абсурдными с точки зрения нормальной логики. Например, с одной стороны существуют многочисленные заявления наших депутатов о гибридной войне, есть консенсус в зале Рады относительно необходимости борьбы с киберугрозами, а с другой, в парламенте не находится голосов для поддержки нужного закона «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины».

Но объективности все-таки отмечу, что некоторые системные шаги в этом направлении предпринимаются. По инициативе парламентского Комитета по вопросам информатизации и связи, КабМина, Администрации Президента и IT-сообщества была подготовлена "Цифровая повестка дня Украины 2020", масштабный стратегический документ, утверждение и дальнейшая реализация которого может оказать серьезное влияние на проникновение "цифры" во все сферы жизни украинцев.

Впрочем, здесь есть одно серьезное препятствие в имплементации положений "Цифровой повестки" – отсутствие органа, который бы за нее отвечал.

Чтобы не быть голословным, приведу в пример опыт нескольких стран, где существует ответственный за цифровизацию госорган.

Не будем далеко ходить – Беларусь и Министерство связи и информатизации. Дальше больше – на государственном уровне принята «Стратегия развития информатизации до 2022 года» с четкими задачами и понятными KPI. Страна, которую многие пренебрежительно называют картофельной, создала и использует комплекс электронного правительства с общегосударственной автоматизированной информационной системой, систему межведомственного электронного документооборота (привет службе копирования ВРУ), единое расчетное информационное пространство и еще много чего, что нам не доступно. Одним из главных элементов успешного внедрения «Стратегии», помимо инвестиций, называют развитие человеческого потенциала. До 2022 года белорусы поставили себе за цель войти в группу развитых стран по классификации ООН, перевести 75% государственных услуг в электронный формат – отличные KPI.

Посмотрим в сторону ЕС. В 2011 году Польша создала Министерство администрации и внедрения цифровых технологий, в структуре которого, кстати, есть Центр электронной коммуникации. И пока мы как дети радуемся запуску id-карточки, поляки в мае в «пилотном» режиме запустили проект mDokumenty. Это когда все документы, грубо говоря, хранятся в мобильном телефоне. Допустим, остановила вас полиция для проверки, а вы называете свой номер мобильного телефона или PESEL (уникальный номер электронной идентификации человека). Полицейский вводит цифры на своем смартфоне, а вы пин-код и вуаля. Кстати, пользуясь случаем, хочу передать привет тем, кто кричит, что регистрация мобильного номера – это наибольшее зло и нарушение конституционных прав. В цивилизованном мире мобильный номер заменяет человеку документы. В Министерстве цифровизации Польши говорят, что если после тестирования mDokumenty понравятся полякам, то функционал и перечень интегрируемых документов будет расширен. Вот так, скачал приложение в свой смартфон и все.

Об опыте и проектах Эстонии, Великобритании, Сингапура даже не буду упоминать. Лучше вернусь к украинским реалиям.

В стенах Верховной Рады давно говорят о необходимости оптимизации структуры парламента, в частности речь идет о сокращении количества комитетов в соответствии с количеством и сферами деятельности министерств. 8 июня соответствующий законопроект депутаты отправили на доработку.

В целом – мысль об оптимизации числа комитетов и выравнивании их количества с количеством министерств может и правильная, однако очевидно, делать это нужно по уму, а не в угоду чьим-то бизнес и политическим интересам (ведь есть подозрение, что главной целью сокращения количества комитетов является усиление влияние пропрезидентской фракции в парламенте). Здесь необходим комплексный подход - то есть не бездумно сокращать, а там, где это жизненно необходимо – наоборот создать новое ведомство. Цифровизация, похоже, именно тот случай. Вселяет оптимизм то, что инициативу по созданию такого органа в целом поддерживают на самом вверху в правительстве. Степан Кубив не раз говорил о том, что цифровизация Украины сегодня должна стать одним из приоритетов работы всех ветвей власти. И знаете, я не за что не поверю в тезис о том, как сложно создать новое ведомство в структуре КабМина. Опыт Министерства информационной политики отсутствие сложности подтверждает.

P.S. В этом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе говорили о том, что совсем скоро цифровая революция или Индустрия 4.0 будет шагать по миру семимильными шагами. Передовые цифровые технологии начинают в корне менять целые отрасли экономики, стирают границы между физическими, биологическими и цифровыми сферами. «Облака», Big Data, краудсорсинг, биотехнологии, беспелотники, печать человеческих органов, Bitcoin и т.д. – это все является элементами Индустрии 4.0. Успеет ли Украина запрыгнуть в этот инновационный поезд покажет время, и адекватность тех, кто пытается вершить реформы.

Олександр Данченко Олександр Данченко , Народний депутат
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram