Согласно Положению о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 г. № 395, а также учитывая принцип прямого действия норм Конституции и законов Украины, всякого рода «анализы» и «разъяснения в порядке толкования положений проектов международных соглашений» не входят в сферу компетенции Минюста. Не входят, поскольку такие действия не могут быть отнесены к экспертному заключению как к правовому акту. Минюст не уполномочен давать официальное толкование Конституции Украины и законов Украины, поскольку этими полномочиями наделен исключительно Конституционный Суд Украины (часть вторая статьи 147 Конституции Украины).
Таким образом, я хочу еще раз спросить, зачем Вы нарушаете закон? Ведь то, что Вы делаете, является ничем иным, как способом создания видимости правомерности указанного Соглашения, заведомо противоречащего Конституции Украины. Я и многие другие помнят Вашу правильную, мужественную позицию в Верховном суде перед третьим туром президентских выборов. Задаю этот вопрос потому, что считаю Вас не только красивой женщиной, надежным товарищем, но и профессионалом, который не мог не заметить, что целый ряд статей Соглашения сужает объем полномочий государства Украина в лице её законодательных, исполнительных и судебных органов.
Например, то, что Совет ассоциации и Комитет ассоциации сможет принимать решения высшей юридической силы относительно национального законодательства Украины и вторгаться в сферу исключительных полномочий высших органов государственной власти - это однозначно противоречит нашей Конституции. Это можно рассматривать как покушение на суверенитет нашего независимого государства, ведь Совет ассоциации и Комитет ассоциации имеет возможности внесения поправок в Приложения к Соглашению самостоятельно, без дополнительной ратификации Парламентом! При этом правки сразу становятся частью национального законодательства Украины.
И совсем мне непонятна логика Министерства о норме Соглашения по ратификации и имплементации Римского Статута Международного уголовного суда. Зная, что Конституционным Судом Украины уже установлено несоответствие отдельных положений Римского Статута Международного уголовного суда статье 124 Конституции Украины (Заключение Конституционного Суда Украины от 11.07.2001 г. № 3-в), Министерство предлагает сначала подписать Соглашение, а потом менять Конституцию, что совершенно незаконно. Уверен, сотрудникам Министерства юстиции должно быть известно о невозможности подписания международно-правового акта, заведомо противоречащего нормам Конституции Украины.
Я остановился только на некоторых очевидных противоречиях. Более подробно можно ознакомиться с Правовой оценкой «разъяснений Министерства юстиции» прочитав документ, который мне любезно предоставил Василий Нимченко, директор Независимого украинского центра правовых инициатив и экспертиз «Правова держава», кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины.
В связи с этим, я бы хотел задать только один вопрос министру юстиции: Елена, зачем Вы это делаете? Ведь за сознательное введение в заблуждение относительно законности Соглашения об ассоциации Президента Украины, народа Украины наверняка наступит ответственность. На каждом листочке проекта Соглашения есть виза Минюста. И эта виза не Ваша. Так пусть и несут ответственность те, кто его визировал. И отвечать они будут перед Президентом и народом Украины.
С искренней симпатией к Вам, Олег Царев.
Прилагается полный текст «Правовой оценки…»