Когда в феврале 2015 года я писала свой пост «Наш второй миллион» я анализировала системные трудности, с которыми сталкивается штаб Ахметова. За прошедшие полгода изменилось многое, но не все.
Первое что кардинально отличает ситуацию – потребности людей на неподконтрольных территориях. Они по-прежнему не получают социальных выплат, у них существенно затруднен доступ на территории подконтрольные Украине, но. Во многом благодаря работе международных миссий, Штаба Ахметова и волонтеров наметилась тенденция снижения потребности в еде, бытовой химии, детском питании и предметах гигиены.
Медикаменты. На первое место по потребности вышли медикаменты. По данным нашей Гуманитарной карты в них нуждаются 50% жителей. Высокие цены и дефицит медпрепаратов приводит к тому, что люди не в состоянии приобрести жизненно важные лекарства. Штаб Ахметова обеспечивает детей на неподконтрольных территориях инсулином, противосудорожными и противоастматическими препаратами. Но из-за бюрократических проволочек Министерства здравоохранения получить лекарства люди могут, только выехав в Мариуполь, Артемовск или Константиновку. Уже два месяца чиновники не могут ответить на вопрос, как крупнейшая национальная благотворительная организация может законно выдавать лекарства гражданам Украины, и нужна ли для этого лицензия.
Безопасность. По сравнению с февралем эта проблема сегодня практически не стоит. При отсутствии боевых действий гуманитарные грузы безопасно доставляются на неподконтрольные территории и выдаются людям.
Признание гуманитарной катастрофы. Признание состоялось частично. Со стороны государства признание звучит только в международном контексте. Либо когда блокируются международные гуманитарные грузы, либо во время официальных выступлений представителей Украины в международных представительских организациях. На национальном уровне эта проблема, к сожалению, так и не стала приоритетом ни для государства, ни для большинства СМИ.
Политизация гуманитарной помощи. Как ни странно, но единственным последствием блокирования Гуманитарной помощи по политическим мотивам батальонами прошедшей зимой, стало актуализация гуманитарной катастрофы. Информацию о том, что помощь поступает не мирным жителям Донбасса, народные депутаты от батальонов подтвердить не смогли. А создать скандал, благодаря которому многие люди узнали о нашей помощи, удалось. Напомню, что тогда, чтобы остановить политизацию вопроса оказания гуманитарной помощи, мы предложили проводить осмотр наших машин с участием представителей международных организаций, органов власти, СМИ, тех же самых добровольческих батальонов. И еще раз громко объявили о том, что Гуманитарный штаб Рината Ахметова помогает исключительно самым незащищенным категориям мирных жителей на всей территории Донбасса. И для того, чтобы иметь возможность беспрепятственно это делать, сознательно отказывается от оказания помощи людям с оружием с обеих сторон. Такие проверки проводились, но не долго. Уже к весне батальонам надоело это делать и сегодня проверки проходят только на пунктах пропуска со стороны фискальных служб, пограничников и СБУ.
Допуск гуманитарных грузов за линию соприкосновения. С этой проблемой нам впервые пришлось столкнуться в январе 2015 года, в связи с новым порядком пересечения зоны АТО. В результате, десятки машин с гуманитарной помощью от Штаба Рината Ахметова, ООН, Красного Креста вновь вынуждены были стоять на постах.
Сегодня Штаб довел эту процедуру до совершенства. Мы не только научились в кратчайшие сроки оформлять все грузы, но и создали систему взаимодействия с Красным Крестом и ООН для совместного регулирования графика пересечения пунктов проверки. Проблема доставки лекарств сохраняется, но не зависит от тех, кто непосредственно пропускает грузы.
Вопрос выделения отдельного пункта пропуска для гуманитарных грузов так и не решен, хотя это могло бы разгрузить трафик.
Что дальше? Хочется верить, что боевые действия не возобновятся и мы уже в ближайшее время сможем начинать думать и говорить о благотворительных программах мирного времени. Что мы сможем начать реализовывать программы не в рамках девиза «помочь выжить», а с новым девизом – «помочь жить».
Я так подробно проанализировала ключевые проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться 14 месяцев работы Гуманитарного штаба, и динамику их разрешения не для того, чтобы пожаловаться, похвалить себя или найти виноватых. Я по-прежнему считаю, что очень важно фиксировать проблемы, переводить их задачи и совместными усилиями эти задачи решать.
Штаб Ахметова решет поставленные задачи и будет оказывать помощь столько, сколько будет необходимо.