Нынешний сезон для украинского рынка одежды запомнится не только модой на синий цвет - многие начали одеваться под интерфейс страницы в Facebook - но и пессимизмом многих заграничных игроков рынка, решивших уйти.
Это немного странно. Украинский ритейл растет из года в год, а вызванные кризисом падения отыгрывает в горизонте одного года. Человек с украинским паспортом вкладывает в одежду до 20% дохода, а житель ЕС не видит смысла одеваться более чем на 10%. Плюс украинцы привыкли одеваться в импортные вещи - хотя бы потому, что 90% продукции здешних швейных фабрик делается для иностранных заказчиков и чисто украинской одежды не так много.
В психологии выбора одежды сейчас много новых трендов. Потребители, переставшие смотреть телевизор и с головой ушедшие в социальные сети, начинают подбирать одежду под стиль любимого гаджета. Воспитывается поколенческая лояльность брендам, когда сын отдает предпочтение рубашкам Tommy Hilfiger, потому что в них ходит его отец. На этих трендах можно и нужно зарабатывать.
Читайте: специальная рубрика LB.ua о брендах
Проблема в том, что иностранные игроки дезориентированы по поводу Украины. Их аналитики строят маркетинговые прогнозы по данным Госстата - структуры, которая продолжает оперировать совокупной статистикой СНГ, этого странного по многим параметрам союза. Но главная проблема в другом: многие западные компании отдают компетенцию принимать решения о развитиии украинского направления бизнеса своим российским офисам.
А российские офисы криво смотрят на Украину. Даже авторитетный оценщик качества государственных и корпоративных долгов Standard & Poor's следит за ситуацией в Украине через свое московское представительство. Закрадываются мысли по поводу того, почему Украина так долго сидит в списке стран с кредитным рейтингом ниже инвестиционного уровня.
Но вернемся к одежде. Для примера, американский монстр Abercrombie & Fitch - их желтые футболки в начале 2000-х сводили с ума американскую молодежь - тестирует сейчас российский рынок через свой бренд Hollister, после чего, по их собственному признанию, будет принимать решение относительно своего присутствия в Украине. В лучшем случае, им при разработке стратегии восточно-европейской экспансии попадется консалтинговая фирма, способная объяснить, что украинцы и россияне имеют различные эстетические предпочте-ния, в том числе и в отношении одежды. В худшем - Abercrombie & Fitch просто решит, что Украина им неинтересна.
Не решается рискнуть c заходом в Украину и Old Navy, еще один американский великан ритейла одежды, выставив высокую цену на свою франшизу.
Я - не сторонник безудержного оптимизма по поводу будущего украинского розничного рын-ка. Однако без риска в бизнесе доходности не бывает, как мне однажды объяснили за ужином два менеджера американского инвестфонда Franklin Templeton, не побоявшегося вло-жить почти 8 миллиардов долларов в подешевевшие украинские гособлигации задолго до получения страной кредита от МВФ, когда многие ожидали дефолта, но он так и не произошел.