Проведенный анализ работы и проблем Нафтогаза навел на принципиально новый подход к организации рынка газа и энергетики на Украине, который может быть проведен в несколько этапов: этап первый. Организация рынка направлений поставщиков газа.
Его основу составляют 3 конкурирующих источников поставок газа:
- собственное пр-во
- импорт из Европы
- импорт из России
При этом пропускная способность трубы из Европы должна быть расширена до уровня 60-100 млн кубов газа в сутки с текущих 40. Это соответственно позволит полностью убрать шантаж Газпрома и перевести отношения с Газпромом исключительно на уровень конкурентных рыночных предложений.
Этап второй - организация рынка поставщиков импортного газа.
Необходимо убрать монополиста Нафтогаз с рынка импорта газа. Крупные потребители газа такие как предприятия химической промышленности и металлургии, а также крупные предприятия теплоэнерго вполне способны сами заключать контракты на поставку газа. Также на рынок необходимо запустить 2-3 европейских газовых оператора. При этом, цена газа для предприятий теплоэнерго должна быть выведена на уровень цены газа для промышленных предприятий, что позволит включить эти предприятия в общий рынок газа. Предприятия теплоэнерго, при этом, будучи в частных руках, сами будут диверсифицировать поставки энергоресурсов (уголь-мазут-газ) на более эффективный им ресурс с учетом возможностей станций. Впрочем, судя по текущим ценам на уголь и мазут, использование дорогого газа на предприятиях теплоэнерго видится сомнительным, из-за его дороговизны.
Этап третий. Разделение и смена приоритетов Нафтогаза.
Необходимо выделить 2 независимых бизнеса Нафтогаза.
1-й занимается поставками газа собственной добычи населению по государственно-регулируемым расценкам ( которые выходят на мировой уровень за заданное время).
2-й оказывает услуги по транспортировке газа европейским потребителям из России, хранению газа по запросам независимых поставщиков и транспортировка газа потребителям Украины. При этом, поскольку вторая компания является более прибыльной и имеет валютные доходы, на ее баланс при реструктуризации Нафтогаза желательно перевести валютные кредиты Нафтогаза.
о прогнозах на 2015 год.
В 2014 году импорт энергоресурсов сократился с 22 до 16 млрд долларов . При этом основное сокращение произошло на рынке газа с 11.5 до 6 млрд долларов.
В 2015 году в связи с поднятием цен на поставку газа населению, можно ожидать 20% сокращение потребления газа населением. Таким образом можно ожидать что поставки газа населению снизятся до 13-14 млрд кубов. А общее потребление газа экономикой упадет до 35-37 млрд кубов. При этом импорт сократится с 19.5 до 15-16 млрд кубов. В связи с падением цен на нефть можно ожидать падение на спотовый газ в Европе до уровня 200-230 долларов за тонну в летнее время. В тоже время возможность ее закупки ограничены пропускной способностью трубы с Европы. Если она будет расширена, то можно ожидать среднюю закупочную цену на газ в 2015 году на уровне 250-260 долларов за 1000 кубов. Таким образом импорт газа упадет с 6 млрд до уровня 4-4.5 млрд долларов.
Рынок нефтепродуктов в этом году ждет большое падение. Во первых высокие цены на бензин по оценкам аналитиков уже снизили продажи бензина на 30-40%. Во вторых импорт нефтепродуктов будет существеннее ниже из-за резкого снижения цен на нефтепродукты. Фактически можно ожидать снижение импорта за счёт цены на 30-40%. По итогу это вероятно позволит сократить импорт нефтепродуктов с 10 млрд до 5-6 млрд долларов в год. Соответственно можно ожидать что общие затраты экономики на энергоресурсы снизятся с 16 до 10 млрд долларов, что позволит экономике в целом удерживать затраты на энергоресурсы на уровне 13-15% от ВВП при сохранении текущего курса валюты на том уровне на котором он есть сегодня. Также сокращение потребления энергоресурсов хорошо влияет на платежный баланс страны, позволяя в случае прекращения военных действий на востоке страны иметь заделы для укрепления национальной валюты.
о прогнозном фин.результате Нафтогаза.
При объявленных ценах на газ для населения можно прогнозировать среднюю цену реализации газа населению в 4000 грв за 1000 кубов.
Реализация 13-14 млрд кубов населению даст доход 52-56 млрд гривень. Остаток собственной добычи в 4 млрд кубов при цене реализации 8900 промышленным предприятиям даст еще 35 млрд доходов. Транспортировка газа из России в Европу при прогнозном показателе в 1.5-2 млрд долларов даст 35-40 млрд грв доходов, а транспортировка газа промышленным потребителям и предприятиям теплоэнерго еще 8-10 млрд гривень дохода. Таким образом общий уровень дохода компании от продажи собственного газа и транспортировки газа можно оценить на уровне 135 млрд гривень.
Расходы компании выглядят следующим образом
1) затраты на оплату труда и налогов с зарплаты - около 20 млрд
2) оплата процентов по кредитам - 20-25 млрд
4) амортизация оборудования 5-6 млрд
5) рентные платежи в бюджет - порядка 5 млрд грв
6) капитальные инвестиции 8-15 млрд грв
7) технологические потери газа - 10-15 млрд
8) ремонты и другие затраты еще порядка 15-20 млрд.
Таким образом без закупки импортного газа Нафтогаз вполне может иметь положительный финансовый результат и даже компенсацию населению от повышения стоимости газа на которую государство выделяет 24 млрд грв частично проводить за свой счет. Впрочем, вероятно есть договоренность с мвф о задействовании компенсаций Нафтогазу за счёт кредитов МВФ. Таким образом видится, что при тех ценах на природный га з,которые правительство выставило с 01.04.2015 Нафтогаз вполне может рассчитывать на прибыль и будет иметь задел на уменьшение кредитного портфеля и погашений части облигаций внутреннего займа.