Архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, Ю. Кисличенко, И. Масленков, Г. Гранаткин, С. Крушинский при участии Ф. Зарембы и Н. Щукиной.
Скульпторы: И. Макогон, А. Нименко.
Художники: О.Грудзинская, Н.Федорова, Г.Шарай.
Пассажиропоток на текущий момент составляет 39,1 тыс. пассажиров в сутки (на вход; сколько перемещается через пересадку неизвестно).
22. Возможные эскизы станции конкурса 1952 г.:
23.
24.
25. В ходе проведения в 1958 г. нового конкурса для дальнейшей работы были отобраны два эскиза. Первый принадлежал Киевгипротрансу (авторы: Г. Гранаткин, С. Крушинский при участии Н. Щукиной):
26. Второй был разработан киевским отделом Метрогипротранса и Академией строительства и архитектуры УССР (авторы: А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, Ю. Кисличенко, И. Масленков при участии Ф. Зарембы). Сейчас фактически мы видим компиляцию этих двух эскизов.
27. Макет отделки станции. Барельеф в торце станции впоследствии был заменен гербом УССР. Чем были вызваны подобные изменения (планы по постройке второго выхода, очередная волна борьбы с архитектурными излишествами, идеология и т.д.) мы уже врядли узнаем, однако очевидно, что делать что-то сложное в торце станции просто не имело смысла, т.к. всего через 5 лет после пуска был открыт второй выход и торец центрального зала был демонтирован.
28. Реальная отделка центрального зала станции:
29. Один из вариантов наземного вестибюля:
30. Эскиз реально построенного вестибюля:
31. Строительство эскалаторного зала основного вестибюля (ул. Крещатик). Справа наклонный ход, слева будущие проходы из кассового зала:
32. Кроме всего прочего, на заднем плане этой фотографии можно обнаружить старую телевышку:
33. Вокруг эскалаторного зала начинают возводить остальную часть здания. Перед стройплощадкой видно городскую доску почета, которую позже демонтируют:
34. Строительство здания вестибюля близится к завершению:
35. Монтаж эскалаторов:
36.
37. Станция перед пуском. На заднем плане тот самый герб, который будет демонтирован через 5 лет перед открытием второго выхода:
38. Пилон станции. Справа на заднем плане видно старые шестиугольные указатели на путевой стене:
39. 6 ноября 1960 г. на станции прошел торжественный митинг, которым и был открыт метрополитен:
40. Тогдашний секретарь ЦК КП Украины Н.В. Подгорный перерезает красную ленточку:
41. Первые дни работы станции:
42. На путевой стене, как и на всех станциях первой очереди, раньше была кафельная плитка. В 80-х годах ее заменили мрамором. На этом же фото можно заметить интервальные и суточные часы старого типа, а также асфальт, который ранее лежал вместо гранита в боковых залах станций первой очереди:
43. Пилоны станции облицованы желто-розовым мрамором; со стороны центрального зала и платформ на пилонах размещены майоликовые вставки со сложными растительными орнаментами, сделанными по мотивам украинской ковровой орнаментики. Пол в центральном зале выполнен из серого гранита разных тонов; освещение закарнизное.
44. На карнизах размещен врезной рисунок подсолнуха и кукурузы.
45. На станции имеется майолика двух расцветок: с красным фоном и светлым рисунком (размещается в центральном зале) и с серебристым фоном и более темным рисунком (размещается в боковых залах). Композиции рисунков составлены из 11 типов плиток. Применение майолики внутренне связывает архитектуру станции с архитектурой послевоенного Крещатика, в которой также богато использована керамика и майолика. Композиции рисунков завершаются вентиляционными решетками из анодированного алюминия, которые воспринимаются как золотая бахрома ковров.
46. В центральный зал станции выходят 6 проходов-галерей, по которым можно перейти на станцию "Площадь Независимости". Проходы по 2-му пути (в сторону "Театральной") были открыты 17 декабря 1976 г. одновременно с пуском "Площади Независимости" (в те времена "Площадь Калинина") и соединены с ней эскалаторным тоннелем. Проходы по 1-му пути, ведущие на длинный пешеходный переход, были дополнительно построены из-за того, что первый пересадочный узел в часы пик не справлялся с пассажиропотоком, и открыты 3 декабря 1986 г.
48. Вестибюль станции в первые годы работы:
49. На верхнем этаже располагался ресторан "Метро":
50. Кассовый зал станции:
51. Эскалаторный зал вестибюля облицован яркой цветной глазурованной плиткой . Стены завершаются карнизом в виде орнамента, за которым смонтирована закарнизная подсветка зала.
52. 4 сентября 1965 г. на станции был открыт второй выход, состоящий из двух наклонных ходов. Из промежуточного вестибюля имеется выход на ул. Городецкого (был открыт в 1970 г.), верхний вестибюль выходит на Институтскую ул. Эскиз верхнего вестибюля:
53. Вестибюль первые годы работы:
Автор: Олег Тоцкий (tov-tob.livejournal.com). Источник: Метро, которого нет: станции "Арсенальная" и "Крещатик"