Все остальные его регалии любой желающий найдет, потратив 10 минут на поиски, не буду на этом останавливаться.
Два слова о причинах и поводах события. Киев сегодня являет нам пример совершенно жуткого угнетения его жителей в угоду коммерческим интересам, политическим амбициям и, мягко скажем, недомыслию властей. Здесь машины гонят людей с тротуаров, здесь ради нелепого вида бетонных монстров уничтожают памятники архитектуры, здесь разрушают жизненное пространство ради того, чтобы сгрести побольше бабла с каждого кв.м. поверхности. В общем, от перенаселенного криминогенного наркопритона, каковым была Богота 12-15 лет назад, Киев недалеко ушел.
К сожалению, архитекторы тоже приложили свою руку к этому процессу, послушно выполняя «забаганки» денежных мешков. Ситуацию нужно исправлять – срочно и решительно, пока она еще не стала необратимой.
Именно это побудило Управление архитектуры Киева вместе с организаторами Международного конкурса CANactions провести два больших международных конкурса для разработки концепций оптимального использования территорий склонов Днепра и Днепровских островов. Победителями первого конкурса и призерами второго стали молодые колумбийские архитекторы из бюро «Taller». И в процессе общения с ними как раз и возникла идея пригласить Пеньялосу для того, чтобы на реальном опыте показать возможность стремительных преобразований как городской среды, так и мышления, способов общения и взаимодействия горожан и городских властей.
Решено-сделано. С 19 по 24 марта он гостил в Киеве, за это время встретился и с городским руководством, и со специалистами, и с широкой публикой.
И вот сейчас я разбираю свои записи, восстанавливаю в памяти основные смыслы его рассказа, которые буду выкладывать в блоге ближайшими днями. Поскольку разговор был долгим и очень содержательным, публикация растянется на несколько частей – не пропустите. Синьор Энрике пообещал мне передать свою презентацию, которая сопровождала лекцию, поэтому по мере возможности буду дополнять текст фото и цитатами. Ну и не обессудьте, излагаю своими словами, сохраняя смысл сказанного.
Цель и инструментарий
Основная идея построения модели изменений города: Приоритет не машин, а людей. Из этого проистекают все задачи, включая переосмысления бюджета и постановку градостроительных задач. Старт изменений назвали программой городской акупунктуры. Суть ее была в том, чтобы выявлять болевые точки, которые могли быть «излечены» в наиболее короткие сроки наиболее рациональным методом. Этим достигается первая цель – показать реальность и пользу изменений.
Что бы сделал, если бы пришлось менять ситуацию в Киеве:
- В точности знал, что и в какой последовательности делать, предварительно изучив запросы, пожелания горожан и проблемы города;
- Предложил ясные, конкретные проекты, четко вписанные в бюджетные и временные рамки;
- Каждому проекту назначил руководителя, полностью ответственного за результат;
- Действовал решительно, не дожидаясь всеобщей поддержки. Инерция людей велика, преобразования вначале всегда тяжкие и болезненные. Поэтому настоящий реформатор должен рискнуть поддержкой горожан во имя движения к цели.
Город для людей
Хороший город – где люди любят находиться на улице. Город, где есть место для детей, стариков, инвалидов, бедных и бездомных. Город, где принципы демократии работают непосредственно в повседневности: 60 пассажиров автобуса имеют прав в 60 раз больше, чем 1 водитель авто.
Критерии полезности проекта должны лежать вне сферы инженерной, а в архитектурной и социальной прежде всего. Инженерный подход будет подталкивать к привычным решениям транспортной проблемы: расширению дорог и увеличению площадей мест стоянок. Архитектурный и социальный путь прямо противоположен. Сколько бы ни строили дорог и стоянок, это будет лишь стимулировать к их все большему заполнению и коллапсу системы транспортного сообщения.
Нужно уяснить, что приоритеты должны быть сменены радикально:
- В пользу общественного транспорта по сравнению с частным;
- В пользу велосипедистов и пешеходов относительно транспорта;
- в пользу расширения тротуаров за счет проезжей части и продолжении их через все перекрестки – дабы автомобилисты не сомневались в приоритете пешеходов;
- в пользу полного освобождения от транспорта нескольких главных улиц и площадей, создания многофункционального пространства социального взаимодействия;
Дороги сродни заборам. Они разделяют и создают преграды. Они выделяют автовладельцев в особую касту, далекую от доступности. Тротуары же являются большими интеграторами. Они родственники не дорог, а площадей, где издревле собирались люди для общения и решения своих насущных проблем. Это самое демократичное пространство, на котором равны и бомж, и президент международной корпорации, где разные люди могут завязать знакомства и создать новые возможности. Это действенный способ снять социальную напряженность и сблизить горожан, независимо от уровня достатка.