Справедливости ради отмечу, что снижению экспортной выручки (75% которой необходимо продавать на межбанковском валютном рынке) предприятий ГМК в большей степени способствовало падение мировых цен на металлургическую продукцию, нежели изменение физических объемов поставок. Так, в натуральном выражении экспорт продукции украинской металлургии в 2014 году снизился на 7,6%, в стоимостном – на 11,3%. Впрочем, необходимо сказать и об ухудшении товарной структуры экспорта металлургической продукции. В 2014 году снизились экспортные продажи продукции с относительно высокой долей добавленной стоимости - металлопроката на 13% (в т.ч., длинномерного проката на 12%, листового проката на 8%, полуфабрикатов для прокатного производства на 16%). В то же время возрос экспорт той продукции украинского ГМК, которую сложно отнести к дорогостоящей – металлолома на 300%, ферросплавов на 27%, железорудного сырья на 9%. Т.о., есть повод говорить об определенной примитивизации экспорта продукции отечественного ГМК.
Если говорить о географической структуре, то здесь наблюдается традиционная для минувшего года картина. Экспорт металлопродукции в страны СНГ уменьшился на 29% (с 4,7 млн. т. до 3,4 млн. т.), в т.ч. в РФ - на 27% (с 3,4 млн. т. до 2,5 млн. т.) Соответственно, удельный вес стран СНГ в географической структуре поставок продукции отечественного ГМК снизился с 18% до 14%, в т.ч. удельный вес России уменьшился с 13% до 10%. Сопоставимое со снижением поставок в страны СНГ отмечается в 2014 году и уменьшение экспорта в страны Африки – на 21%.
Не столь печальная картина для экспорта украинской горно-металлургической продукции наблюдается в отношении ключевого рынка – уменьшение поставок в страны ЕС составило 5,8%.
В целом же наибольшая доля в поставках продукции украинской черной металлургии пришлась в 2014 году на страны Ближнего Востока и Евросоюза. В сумме на этих рынках было реализовано 65% экспортированной продукции ГМК Украины (8 млн. т. и 7 млн. т. соответственно).
Т.о., приведенные статистические данные свидетельствуют об определенной переориентации экспорта продукции металлургического комплекса Украины на рынки стран ЕС, что позволило, сравнительно с другими отраслями украинской экономики, в определенной степени компенсировать «проседание» по поставкам в Россию и СНГ (необходимое пояснение – в 2014 году экспорт продукции ГМК в страны Ближнего Востока не претерпел существенных изменений, благодаря чему, а также снижению долей СНГ и Африки, удельный вес стран ЕС возрос).
Определенные надежды в плане дальнейшего развития отрасли возлагаются на Соглашение об Ассоциации с ЕС, торговая часть которого должна начать действовать с 1 января 2016 года. Правда, здесь есть как позитивные, так и негативные нюансы. Для начала следует отметить, что в самом документе непосредственно металлургии отведено всего две статьи - в главе 11 «Сотрудничество в добывающей и металлургической области» из ключевого раздела V Соглашения. Вот они:
Статья 381. Стороны будут развивать и углублять сотрудничество в сфере добывающей промышленности и металлургии в целях содействия взаимопониманию, улучшению условий для предпринимательства, обмена информацией и сотрудничества по не энергетическим аспектам упомянутых сфер, связанных, в частности, с добычей руд металлов и промышленных минералов.
Статья 382. Для достижения целей, определенных в статье 381, Стороны сотрудничают с целью:
a) обмена информацией относительно ситуации в их добывающей и металлургической промышленностях;
b) обмена информацией о перспективах развития добывающей и металлургической отраслей промышленности Украины и ЕС относительно потребления, производства и прогнозирования развития рынков;
c) обмена информацией о мерах, предпринимаемых Сторонами с целью ускорения процесса реструктуризации данных отраслей;
d) обмена информацией и передовым опытом по устойчивому развитию добывающей и металлургической отраслей промышленности в Украине и ЕС.
В целом это похоже на набор декларативных фраз без конкретики («развивать», «углублять», «сотрудничать», «взаимодействовать»). Да, положительным моментом можно считать «обмен информацией и передовым опытом». Хотя и без Соглашения ученые-металлурги и металлурги-практики Украины и ЕС достаточно тесно сотрудничали и продолжают это делать. Но в то, что европейские металлурги будут добровольно и бесплатно раскрывать свои производственные секреты и предоставлять украинским коллегам наиболее передовые технологии, верится с трудом.
Освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе украинской металлопродукции в страны ЕС не будет иметь по-настоящему весомого значения, поскольку большинство тарифных ограничений и так уже было устранено после вступления нашей страны в ВТО. Поэтому не приходится говорить об открытии новых крупных европейских рынков для украинской металлопродукции. Но важно то, что будет полностью снята потенциальная угроза введения ограничительных мер против отечественных экспортеров.
Возможно, увеличится экспорт украинского чугуна, который пока что облагается пошлиной в 1,7%. Кстати, за 2014 год он снизился, по отношению к 2013 году, на 3% в натуральном выражении, но возрос на 15% в денежном выражении (приятная неожиданность – ощутимый рост цены этого полуфабриката на мировом рынке). При этом, основной экспорт чугуна осуществлялся в Италию (35% поставок в денежном выражении), США (33%) и Турцию (23%). Т.о., действительно крупные поставки украинского чугуна шли лишь в одну страну ЕС - Италию. Впрочем, перспективы экспорта чугуна в 2015 году не внушают особого оптимизма – по состоянию на конец І-ого квартала в нашей стране работали лишь 18-ть доменных печей из 30-ти. Причина – война на Донбассе.
В свете торговой части Соглашения об ассоциации Украины и ЕС можно рассчитывать на увеличение экспорта в страны Евросоюза горячекатаных рулонов, толстолистового и длинного проката (арматура, катанка, прутки, проволока). С другой стороны, пока непонятна перспектива относительно поставок труб из черных металлов, которых прежде вывозили в ЕС сравнительно немного – максимум 15-20% от суммарного объема экспорта.
Зато «обнуление» пошлин на металлолом и ферросплавы приведет к негативным для Украины последствиям. В первом случае отечественные меткомбинаты могут банально остаться без лома, который начнут массово вывозить за границу, и его придется импортировать. Что, собственно говоря, уже наблюдается - как прошлом, так и в этом году. Во втором случае есть риск серьезного ухудшения положения ферросплавной отрасли. И в прежние годы, из-за высоких тарифов на электроэнергию, отечественные ферросплавщики не без труда конкурировали с зарубежными коллегами. При нынешних растущих энерготарифах, в сочетании с полным открытием внутреннего рынка, такая борьба может быть проиграна.
Но самая важная проблема украинской металлургии – техническая и технологическая отсталость. Подавляющее большинство отечественных метпредприятий не поспевает за происходящими в мире процессами модернизации. К тому же, их хозяева не особо стремились ранее и не стремятся сейчас вкладывать средства в модернизацию и техническое перевооружение, продолжая эксплуатировать запас прочности, оставшийся с советских времен. Хотя это вполне можно было (при желании) делать, когда были и высокий спрос на металлопродукцию на мировых рынках, и, соответственно, высокие цены, приносившие существенную прибыль. Отсюда – применение в украинском ГМК устаревших технологий с большими затратами энергоресурсов и выпуск неконкурентоспособной в передовых странах, включая ЕС, продукции.
Возьмем, к примеру, мартеновский способ выплавки стали, при котором затраты энергоресурсов в 5 раз, а природного газа в 15 раз больше, чем при конверторном. В мире от него практически полностью отказались, зато в Украине в 2014 году работали 14 мартеновских печей, производивших свыше 20% всей отечественной стали. Удельный вес мартеновской стали в мировом производстве составляет всего 3,6%, но из этого небольшого для всего мира объема 46% производимой в мартенах стали приходится именно на нашу страну.
Поскольку энергоемкость украинской металлургии на 30% превышает мировые аналоги, создается ситуация, когда себестоимость ряда видов украинской металлопродукции превышает цену, которую зарубежные потребители готовы за нее платить. Многие предприятия отрасли давно бы обанкротились, если бы государство на протяжении многих лет искусственно не удерживало их «на плаву» посредством разного рода прямых и косвенных дотаций и преференций. Экспорт же производимой меткомбинатами продукции носит в значительной степени сырьевой характер - значительную его часть составляют чугун в чушках и полуфабрикаты проката из нелегированной стали, а также продукция горнодобывающих и горно-обогатительных комбинатов, которая по определению не является продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Т.е., определенные перспективы, которые открывает для отечественного ГМК торговая часть Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, могут быть нивелированы потребительско-иждивенческой позицией богатейших украинских олигархов, владеющих предприятиями отрасли. Т.о., имеем очередной пример негативного влияния господствующей в Украине модели олигархата, о чем я недавно писал.
Очевидно, что нет причин винить европейцев в том, что наша страна может не реализовать определенные перспективы, которые открываются для горно-металлургического комплекса Украины в процесс евроинтеграции.
Особую важность в аспекте рассматриваемой в данной колонке проблемы занимает ситуация с экологией, которая в ЕС является одним из приоритетных направлений. Украинские метпредприятия за счет более мягкого и более лояльного отечественного экологического законодательства, имеют определенные преимущества перед своими европейскими конкурентами. Согласившись играть по правилам Евросоюза, они их лишатся. А в договоре об Ассоциации с ЕС есть раздел, касающийся окружающей среды, в одном из приложений к которому написано: в период от 2-х до 10-ти лет наша страна обязуется приблизить свое экологическое законодательство к требованиям и стандартам ЕС. Между тем, очень многих европейских норм украинские метпредприятия не придерживаются и вряд ли смогут соответствовать им даже в установленный Соглашением лояльный срок. Вдобавок, Еврокомиссия постоянно призывает Европейский комитет по стандартизации быстрее завершить разработку норм для оценки выбросов парниковых газов в энергоемких отраслях. И когда эту методику составят, далеко не факт, что наши предприятия смогут ей соответствовать. Следовательно, с немалой вероятностью украинские металлурги через несколько лет могут быть не допущены со своей продукцией на рынок ЕС. Поэтому, вкладывать средства в природоохранные и экологические мероприятия отечественным метпредприятиям придется.
С другой стороны, не вызывает сомнений тот факт, что жесткие экологические требования, предъявляемые к предприятиям ГМК в странах ЕС, и применять которые наша страна взяла на себя обязательства, положительным образом скажутся на здоровье населения Украины. Один лишь этот факт в значительной мере делает подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС целесообразным.
В завершение отмечу - необходимо учитывать, что в настоящее время со стороны Евросоюза по отношению к Украине действуют односторонние льготы в таможенной сфере для отечественных товаров, включая и металлопродукцию. Нулевая ставка на экспорт без каких-либо обязательств нашей страны. Когда Соглашение полностью вступит в силу, ситуация для украинской металлургической отрасли коренным образом поменяется: тут и свободная, без каких-либо ограничений конкуренция на внутреннем рынке, и необходимость соответствовать существующим в ЕС требованиям, и неизбежное ужесточение условий экспорта в Россию, другие страны Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также многое другое, включая необходимость существенной модернизации производства, а не только расширения использования пылеугольного топлива в доменном производстве, что украинские металлурги преподносят едва ли не как подвиг. И далеко не факт, что все владельцы метпредприятий начнут вкладывать деньги в новое оборудование и технологии, станут внедрять программы по энергосбережению и бороться с выбросами вредных веществ в атмосферу. Впрочем, если этим займется хотя бы часть из них, снова же будет хороший повод заявить о позитивных последствиях торговой части Соглашения об Ассоциации с ЕС.
Дополнительным негативным фактором является нынешняя ситуация на Донбассе, из-за чего остановлены или переведены на неполный режим работы многие ведущие предприятия отрасли, расположенные на неподконтрольной Украине территории, а такие гиганты, как «Азовсталь» и ММК им. Ильича, работают на далекой от максимального режима загрузке. Без предприятий Донбасса металлургия Украины потеряет ведущую роль на международных рынках (кстати, расположенные в Днепропетровской и Запорожской областях меткомбинаты уже столкнулись со значительными проблемами в обеспечении сырьем).
Таким образом, будущее отрасли вызывает обоснованные опасения. Как в силу продолжающегося военного противостояния в Донецкой и Луганской областях, так в плане возможной не реализации предприятиями ГМК Украины потенциальных возможностей, связанных со вступлением в силу Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Если же возвращаться к оперативным проблемам, то здесь нет повода для оптимизма – вероятность того, что экспортная выручка ГМК станет подспорьем для поддержания стабильности гривны, невысока. Так, согласно прогнозу ГП «Укрпромвнешэкспертиза» снижение экспорта горно-металлургической продукции в 2015 году может составить 2 млрд. долл. Причем половину этой сумму может составить уменьшение экспорта металлопроката, т.е. продукции с относительно высокой долей добавленной стоимости.