В этом году главе украинской президентской администрации исполнилось 40 лет. За эти годы киевлянин Левочкин успел пройти путь от студента и аспиранта в киевском вузе, от малоизвестного бизнесмена до фактически первого человека в государстве.
Биография Сергея Владимировича очень схожа с карьерой другого известного украинца – Арсения Яценюка, ведь оба фактически «с младых ногтей» находятся во власти. Но если Арсений Петрович сейчас объективно становится лидером оппозиции, планомерно замещая Юлию Тимошенко во всех ипостасях, то Сергей Владимирович теряет влияние на Президента и постепенно уходит в тень.
Что заставило молодого киевлянина Левочкина в 26 лет переехать в Донецк и стать советником тогдашнего губернатора шахтерского края Виктора Януковича? Признаться, ни один источник не может объяснить, почему в далеком 1999 году, когда Донецкая область еще не была «кузницей кадров», да и Виктор Янукович был далеко не первым по влиянию политиком в стране, подававший блестящие виды Сергей Левочкин уезжает из столицы в пыльный Донецк. Не говорит об этом и сам фигурант, хотя сложно поверить, что тогда приглашение любого из губернаторов могло бы искусить столичного жителя на переезд.
Как бы там ни было, с 1999 года Сергей Владимирович фактически становится «надежным фильтром» для Виктора Януковича для друзей и врагов. Учитывая отношения в Партии регионов, можно с уверенностью сказать, что Левочкин воплощает собой известную фразу: «Господи, защити меня от друзей, ибо от врагов я и сам защищусь».
Действительно, сам глава президентской администрации не является «денежным мешком», не представляет из себя серьезную политическую силу, не имеет за собой миллионов поклонников или скандально-известную репутацию. Отнюдь. Наряду с еще несколькими людьми во власти Сергея Владимировича уважают даже оппоненты за его сложный ум и великолепные стратегические ходы.
Однако, в последнее время слишком очевидными стали проколы и ошибки власти, намеренными или нет они были – сложно сказать. Сергей Левочкин стал главой администрации президента в феврале 2010 года. Это именно в том году были приняты конституционные изменения; сделаны огромнейшие уступки в сторону России; Янукович перетряс команду, сместив противников Левочкина; была проведена административная реформа, которая не может во многом закончится до сих пор; несмотря на протесты предпринимателей был принят и подписан Налоговый кодекс. Всего лишь за неполный год своей деятельности Левочкин смог сделать то, чему долго учился в администрации Леонида Кучмы, но что было непосильно даже всесильному «красному директору».
Нельзя недооценивать Виктора Януковича, как политическую и государственную фигуру, однако, едва ли можно не заметить, что все ближайшие подступы к главе государства надежно закрыты Сергеем Владимировичем и его командой.
Талантливейший стратег и могущественный царедворец стал сдавать позиции после активной фазы преследования Юлии Тимошенко. Именно Леди Ю стала «рубиконом» для Януковича и главы его администрации. То, что процесс был заведомо очевидно несправедливым и политически мотивированным было понятно абсолютно всем, даже на родине нынешней власти – в Донбассе. И то, что власть так жестоко расправляется с политическим соперником, который, нужно иметь в виду, терял очки в 2010 году, является показателем либо «головокружения от успехов», либо же огромной стратегической ошибкой прежде всего Сергея Владимировича Левочкина, как ушей и глаз Виктора Януковича.
Юлию Тимошенко нельзя было трогать, ее нельзя было арестовывать и, уж тем более, нельзя было садить в тюрьму. Нельзя отрицать, что со времени ареста Юлия Владимировна фактически перестала быть лидером оппозиции, а ее «наследство» растащили ушлые приближенные. Но общество не приняло тезисов, которые звучали из властных кабинетов, о виновности Тимошенко, ибо когда на свободе тысячи преступников, а «мажоры» и сами правоохранители наглеют до запредельных уровней, то показательное судилище и последующие видеовакханалии над прежде всего женщиной и политиком – показатель деградации властной команды. Не известно, насколько сам Сергей Левочкин «держал руку на пульсе» того, что происходило с Тимошенко, однако то, что ближайший оппонент его патрона стал заключенным, нисколько не прибавило популярности ни ему, ни администрации.
На руку Левочкину могла бы играть ситуация в оппозиции. После провальной кампании по защите Тимошенко, «сдачи» закона о выборах, о языковой политике, льгот, непонятных и провальных мини-«майданов» оппозиция раздражала общество так же, как и власть. Но (нужно отдать должное и Тимошенко, и Яценюку) оппозиция нашла в себе силы объединиться, собрать под свои знамена людей, которые на дух не переносят друг друга, но которые вместе ковали победу на выборах. Власть же только теряла очки на каждом своем действии. Ни одного нового лица за все время пребывания Виктора Януковича у власти не было явлено обществу, а ребрендинг партии власти Сергеем Тигипко был провален. Негативный рейтинг самой властной команды оказался настолько высок, что граждане Украины на парламентских выборах голосовали не за оппозицию как таковую, но против той власти, которая пришла в 2010 году.
Никто не отрицает, что Левочкин – мудрый человек и великолепный политик. Однако, он не смог извлечь выгод из апатии общества, заскорузлости оппозиции и намечавшихся, но так и не осуществленных реформ. На самом деле, любой украинец сейчас может честно сказать, что лично ему стало жить хуже, чем это было еще в начале 2010 года. И именно в этом непосредственная вина Сергея Владимировича и начало его падения.
Естественно, глава администрации президента – не царь и не бог. Он не может влиять на экономические и социальные процессы, он не дает прямых указаний министрам и губернаторам, не выступает публично на общественно-политические темы. Но уже с начала 2011 года слишком многие высокопоставленные лица власти публично критикуют Сергея Владимировича и связанных с ним фигур, инициативы администрации и нерациональные действия власти, ниточки которых тянутся к Главе Администрации Президента Украины.
Но коль Сергей Левочкин уже много лет закрывает собой вход в «первый кабинет», то именно он мог бы повлиять на то, чтобы его шеф осуществил то, о чем так долго говорили. Именно он, влияя на настроение и решения Гаранта, мог составить тому нужную картину деятельности и необходимых изменений в стране. Именно он, манипулируя информацией, мог влиять на перестановки в правительстве и партии власти.
Все это он мог делать, но не стал.
Несомненно, учитывая знание Сергеем Владимировичем Европы и США, ему хотелось бы, чтобы его капиталы были защищены, его будущее было прозрачно и надежно, а государство, в котором он живет, было бы современным и отвечало бы стандартам хотя бы для отстающих европейских стран. Левочкин – не старик и не дурак, он явно понимает, что и как нужно сделать, на какие рычаги и с какой силой надавить, чтобы стало лучше. Но этого не происходит. Состояние дел лишь ухудшается, а экономика Украины летит в пропасть. Свобода слова сужается, права и свободы граждан постоянно ущемляются, а страна все больше превращается в полицейское государство, с представителями которого стыдятся стоять рядом и подавать руку. Этого ли хотел первый помощник президента Кучмы?
Последней каплей разочарования в Левочкине на Банковой стала парламентская кампания. Несмотря на громогласные заявления партийных боссов, власть набрала намного меньше, нежели ей предрекали, что вылилось во внутрипартийное недовольство Сергеем Левочкиным и его позицией. Командовать штабом власти на этих выборах, как известно, было поручено Андрею Клюеву, однако все ключевые инициативы на выборах и даже согласование кандидатов проходило с активным участием главы администрации президента. Учитывая это, многие кандидаты и новоизбранные депутаты недовольны именно Сергеем Левочкиным, так как не все обещания и посулы на Банковой смогли сыграть свою роль, а партия власти потеряла большинство в новом парламенте. Поддержка же администрацией президента своих кандидатов не стала определяющим фактором их победы, хотя в начале кампании кандидатам было сказано, что выиграть выборы без согласования «там» будет невозможно. Как оказалось, «там» потеряло влияние на процессы, а участие «Беркута», силовое давление и открытые фальсификации стали визитной карточкой выборов, которые должны были быть идеальными для того, чтобы с Виктором Януковичем на Западе продолжали общаться.
Изоляция нынешнего президента и его команды является очевидным и непреложным фактом, но если Виктор Федорович и в силу возраста, и в силу жизненного опыта, и в силу различных обстоятельств воспринимает это нормально, то для 40-летнего главы его администрации перспектива быть «персоной нон-грата» в цивилизованном мире – катастрофа. Но именно так выглядят перспективы дальнейшего развития ситуации. На Левочкина вешают всех собак, именно его делают «козлом отпущения» за фактически чужие грехи, а место спикера или вице-премьера отдают менее демонизированным для общества фигурам.
Великолепный стратег конца первой декады ХХІ столетия уходит со сцены в небытие. Ему не удалось сделать из Украины то, что он видел за ее пределами, ему удалось сделать Виктора Януковича фактически президентом по российскому образцу, ему удалось сконцентрировать основные силы вокруг администрации президента. Но ему не удалось удержаться от всесилия, которое является губительным для «первого среди равных». Уж слишком долго он закрывал вход к Гаранту даже от ближайших соратников и слишком многим он не угодил. Теперь настал черед расплаты, коль уж все ошибки власти будут списаны на Левочкина, он будет показательно «выпорот», а команда Виктора Януковича лишится одного из своих самых талантливых игроков.
Ведь трагедия Сергея Владимировича заключается именно в том, что он – умный и талантливый человек. Таких во власти не любят, поэтому и в новом созыве парламента будет много людей, нелицеприятных главному завхозу страны. Да, их внешний вид не отличается интеллектом, зато они по-собачьи преданы своим боссам, впихнувшим их в список, а те, в свою очередь, томно взирают на президентское кресло. Левочкину же ни публичность, ни первое кресло не были нужны. Поэтому, по иронии судьбы, даже на такой должности сработал закон подлости: выгоду и преимущества получат ничтожества, что и будет заметно в последующие годы в команде власти.
Однако, что ж… Если народ слишком разъярен и беден, то ему нужно «бросить кость» хотя бы и в виде одного из топ-менеджеров, который так и не стал своим для своих. Прощай «король»!
"Жизнь - театр", - Шекспир сказал,
"И все мы в нем актеры".
Ты игрой сердца пронзал,
Рождал восторг и споры.
За то, что ты с душой играл,
Народ тебя короновал.
И даже враг твердил порой,
Скрывая страх, что ты – король,
Что ты – король!
Виват, король, виват! Виват, король!
Покоя ты не знал.
Без пушек, без солдат своей игрой
Ты страны покорял…
…Ты так играл, ты был король,
И вот теперь вакантна роль!
…Прощай, король, прощай! Сегодня твой
Последний бал!».