Вызывает удивление, что центральные СМИ не спешат открыто и честно объяснять гражданам особенности нового бюджета, который был принят «вслепую» провластным большинством, без учета сотен поправок Бюджетного комитета, которые мы разрабатывали вместе с другими народными депутатами. При этом, большинство граждан уже ощутили на себе «улучшение» жизни благодаря бюджетному реформированию.
Например, местные бюджеты получили медицинскую и образовательную субвенции - целевые государственные средства на содержание школ и больниц. Но Минфин сам определяет объем этих средств, а органы местного самоуправления, не имея возможности влиять на их размер, несут ответственность за все на своей территории. В 2015 году объем средств педагогам выделен на порядок меньше, чем в 2014-м, а медикам - на уровне прошлого года. В условиях катастрофического роста тарифов и цен, выделенных средств критически недостаточно.
Распределение указанных субвенций по месяцам не учитывает увеличение расходов на энергоносители в отопительный сезон и многих других нюансов. Задолженность за тепло и электроэнергию будем погашать все лето (ведь субвенция будет поступать равными долями ежемесячно), что повлечет рост долгов у теплоснабжающих предприятий. По этой же причине ставится под вопрос своевременность и полнота выплаты зарплаты бюджетникам. А чтобы выполнить требования статей 51, 77 Бюджетного кодекса о численности работников только в пределах фонда заработной платы и проведении расчетов за энергоносители, необходимо вообще сократить четверть сотрудников бюджетных учреждений.
При этом, предоставлено право в случае недостатка финансового ресурса увеличивать нагрузку педагогам, уменьшать или отменять надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, стаж. Список предлагаемых ограничений на этом не заканчивается.
С 1 января исключительно из местных бюджетов теперь содержатся дошкольное образование, дома культуры, клубы и библиотеки, физическая культура и спорт. Имеем законодательную коллизию в вопросе финансирования учебно-воспитательных комплексов, когда детский сад и школу приходится финансировать одновременно из разных бюджетов, что запрещено ст.85 Бюджетного кодекса.
Крайне актуальным является определение стандартов в 2015 году по педагогической нагрузке, наполняемости классов, оптимизации сети образовательных и медицинских учреждений, которые должны найти отражение в изменениях в законы «Об образовании», «Основы законодательства Украины об охране здоровья».
Оставило за собой государство и контроль за расходами на капитальный развитие. Так, сохранение так называемой «концентрации» капитальных расходов в одной бюджетной программе "Государственные капитальные расходы, распределяемые Кабинетом Министров Украины" в 2015 году перечеркивает само понятие децентрализации.
При этом, местные бюджеты не будут получать субвенцию из госбюджета на реконструкцию, ремонт и содержание дорог коммунальной собственности – должны заработать сами. Например, изменениями в Налоговый кодекс увеличено количество налогов, зачисляемых в местные бюджеты. Но в сегодняшних реалиях введенные налоги не будут иметь решающего значения для обеспечения финансовой самостоятельности небольших городов и сел, они разработаны только с учетом особенностей крупных городов, минимум областных центров.
Специалисты Кабмина вряд ли задумывались, сколько в Глухове, Ямполе или Путивле машин не старше 5 лет с объемом двигателя более 2 500 кубических сантиметров, с которых сегодня берется налог.
Или вот введен 5-процентный сбор с алкогольных напитков и сигарет, а на практике налоговики за первый месяц года почти ничего не собрали, потому что предпринимательство с каждым днем все дальше уходит в тень, чтобы хоть как-то выжить в нынешних экономических условиях.
Плата за административные услуги и госпошлина? Это хорошо, только их перечень еще законодательно не определен. В селах будут собирать налог на недвижимость? Хотелось бы увидеть это на практике, ведь в селе можно на пальцах пересчитать домовладения, которые удалось оформить официально. В большинстве своем люди рукой махнули на все законы и предпочитают не оформлять наследство, чем платить за бумаги больше, чем стоит сам дом. Хотя местные советы и установили этот налог, но фактически его сбор начнется с 2016 года.
В то же время, уменьшились отчисления налога с доходов физических лиц (стабильного источника поступлений, который можно спланировать) с 75% до 60%. Экологический и «единый налог» будут идти в общий фонд местного бюджета, а, значит, потеряют целевое назначение. Ранее единый налог направлялся на проведение капитальных ремонтов дорог, объектов социнфраструктуры, а экологический - на проведение природоохранных мероприятий.
Таким образом, существенного роста доходов местных бюджетов с введением новых налогов в текущем году не ожидается. Их удельный вес в сводных бюджетах районов в 2015 году прогнозируется на уровне около 0,1%. В среднем, по подсчетам местных администраций, при таком подходе к налоговой реформе, районные бюджеты теряют вдвое больше, чем получают.
Сегодня местные власти небольших районов стоят перед выбором – содержать садики, кормить детей в школах или ремонтировать дороги. Только в этом и проявляется их мнимая самостоятельность – определиться, на что не хватит денег.
Правительство предложило местным советам наполнять свои бюджеты за счет налога на недвижимость владельцев квартир и домов, уменьшив льготную площадь вдвое. А где же обещанный налог на роскошь? Зато с 1 июля все льготы будут рассчитываться исходя из среднемесячного дохода: если он превышает 1710 грн., то льгота начисляться не будет.
И это только верхушка айсберга под названием бюджетная децентрализация. Нынешние якобы высококлассные специалисты (в том числе и интуристы) в Минэкономики, Минздраве, Министерстве юстиции, Минэкологии и Минтопэнерго продолжают рассказывать басни о светлом будущем. Ожидаемые обществом реформы снова остались исключительно сказками на бумаге. В сложившейся ситуации считаю своим долгом прежде всего говорить об этом открыто.
Который год подряд беспокоит вопрос улучшения работы казначейства. Контроль со стороны государства за движением денег местных органов, которые находятся на счетах в Госказначействе, остается жестким. То есть, при всей самостоятельности местных бюджетов остается риск невозможности использования собственных средств, который «бюджетники» наблюдают уже не один год.
Отдельным вопросом является положение села. Так, одним из основных источников доходов для сельских жителей остаются выплаты за арендованные паи и реализацию молока. К сожалению, правовая незащищенность владельцев сельскохозяйственных земель на первом этапе заключения договоров аренды привела к приоритетности интересов крупных аграрных предприятий. Чтобы установить экономически обоснованную минимальную ставку арендной платы за землю, наша депутатская группа «Воля народа» предложила на законодательном уровне установить размер годовой платы за аренду земельного пая не менее 6 процентов (сейчас 3%). Вопросы эффективной деятельности производителей молока, предотвращения фальсификаций молочной продукции, государственной регуляция цены на закупку молока у населения нашли отражение в нашем законопроекте №0901, однако до сих пор он не внесен на рассмотрение текущей сессии Верховной Рады Украины благодаря лоббистам большого аграрного бизнеса в провластном большинстве.
Масштабный обвал производства, падение национальной валюты, подорожание лекарств и продуктов, задержки мизерных по нынешнему курсу заработных плат - все это каждый рядовой украинец уже почувствовал на себе. На прошлой неделе главой НБУ фактически анонсировано подорожание газа на 280%, а значит квитанции на коммунальные услуги без успокоительного лучше не изучать. В связи с тем, что Кабмином ухудшен прогноз показателей на 2015 год по сравнению с предыдущим годом, то улучшения для жителей регионов ждать бесполезно.
Несомненно, Украине тяжело, военная агрессия на востоке страны подкашивает экономику. Но не надо все списывать на войну. Еще летом было понятно, что придется затянуть пояса, однако Правительство почему-то решило, что дыры в бюджете должны лататься за счет учителей, медиков, пенсионеров, льготников. Центральная власть в который раз весь груз финансового кризиса возлагает на обычного гражданина, живущего на зарплату.
Без срочных изменений в бюджетное законодательство местные органы исполнительной власти фактически не смогут выполнять возложенные на них обязанности. В стране сложилась ситуация, когда задержка решения бюджетных вопросов может привести к полному финансовому коллапсу на местах.