Возможно, все дело в пафосе, постоянно звучащем в спичах вождей, в искусственно наигранной радости соратников, благодарных за трудоустройство в КМУ, в фальшивости спектакля, показанного в сессионном зале Верховной Рады со всеми возможными и невозможными нарушениями регламента и Конституции Украины, в пышно-золотом штандарте Президента, водруженного в парламенте и случайно забытом после его ухода, а также в скучающих сотрудниках МЧС, дежурящих по углам, все как в театре пафосно и понарошку.
Нынешней власти явно не хватает чувства государственности и масштабности мышления. Этому сильно мешает наличие фальшивых приоритетов в публичном самовыражении. Для них «Фейсбук» важнее конкретного достижения, поскольку общественное мнение, активность в соцсетях, красивая телекартинка – вот «настоящий» приоритет. Для них имеет значение результат, достигнутый не в процессе созидания, производства, строительства, а процесс борьбы «за» или «против». Тактика заменяет стратегию, а эффектные «публичные маневры» превращаются в самоцель.
Невозможно проводить взвешенную государственную политику, заниматься промышленностью, экономикой, создавать или сохранять рабочие места, бороться с коррупцией при помощи назначения на высокие госдолжности бизнес-партнеров, экспертов, помощников по Винницкому рынку, бизнес-менеджеров, активистов, журналистов, совершенно не понимающих правовых организационных и философских основ деятельности институтов власти, не имеющих никакого управленческого опыта, обосновывая подобные действия агиткой «нужны новые лица», точнее, «свои» лица и вбивая этот сомнительный слоган в умы граждан.
Как правило, действительно честные романтики и спецы, не имеющие опыта руководства, да и просто жизненного опыта, чаще других дают «нулевой» результат. Местечковые «менеджеры», переведенные из провинции в Киев, страдают комплексами неполноценности минимум год. И не факт, что смогут через этот срок хоть как-то исполнять свои функциональные обязанности. Что же касается ситуации, связанной с правительством Гройсмана, то они будут два-три месяца разбираться только с функционалом вице-премьеров и министров, а понять, кто кому куратор в Администрации Президента «местечковые менеджеры» смогут лишь накануне своей отставки. Или после нее.
Попытки западных «институтов» сформировать новую политическую элиту с помощью системы грантов, разнообразных тренингов и обучающих программ, рекомендаций экспертов имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, действительно появляются новые лица, умеющие грамотно и логично объяснять публичную позицию и декларировать правильные цели. С другой – люди перестают думать самостоятельно, поскольку постоянно ожидают каких-то внешних инструкций и указаний.
Другими словами, они перестают чувствовать ответственность за судьбу своей страны, понимать, в чем именно заключаются их обязанности на той или иной должности, осознавать, что только собственные решения и труд могут дать результат для Украины и людей.
Общемировая практика свидетельствует о том, что подобная «грантовая» элита может быть эффективной в краткосрочной перспективе. Однако через некоторый промежуток времени маятник настроений в обществе неизбежно качнется в другую сторону вследствие ее неэффективности и нерезультативности.
В правительстве Гройсмана мы сегодня наблюдаем критичный сплав политических договорняков, грантовых воспитанников и циничных бизнес-интересов. Если добавить к этому реальное количество коалиционеров – чуть больше 200, то обреченность на лицо. Ситуацию уже не спасет наличие определенной подготовки и управленческого опыта у Кубива, Гриневич, Семерака, Авакова.
В целом под руководством Гройсмана эта критическая «урядовая» масса готова разнести в хлам остатки системы государственности. Если еще учитывать наличии Гонтаревой на посту главы Нацбанка, а также личные амбиции вождей, то даже проникновенный спич Президента, пытающегося убедить себя и страну в том, что Гройсман и его правительство – это единственный выход из ситуации, не вызывает доверия. Как минимум.
Есть свой временной предел и у жонглирования терминами «безвизовый режим», «ассоциация», «еврооптимизм» и «евроинтеграция». Особенно когда эти понятия так и остаются «пустышками», не наполненными конкретным содержанием, которое понятно интересам для каждого гражданина.
Театрализованными клятвами верности «европейским ценностям» при столкновении со «слепыми трастами», «панамскими оффшорами», «голландскими референдумами», левыми тарифами на уголь и коносаментами на южноафриканскую пыль вызывают у соотечественников состояние когнитивного диссонанса. Креативный класс (креаклы), который является генератором основных идей гражданского общества, впадает в депрессию, стремительно переходящую в агрессию, что видно по контенту украинского сегмента интернета.
Нам самим нужно строить Европу в Украине. Строить всем, кто не хочет жить в казарме либо в националистическом хаосе, всем, кто готов это делать не на словах, а на деле, независимо от личного отношения к «майдану», языку, на котором думает, региона, в котором живет. Исходить следует из экономической целесообразности и комфорта, европейских и христианских ценностей, прав и свобод наших граждан.
Необходимо помнить, что четырнадцать миллионов украинских граждан имеют родственников в России. Не менее двух миллионов из них получают доход от временной работы в РФ. Исторические и культурные, экономические, географические связи, схожесть понятийного аппарата, огромная протяженность общей границы и разное отношение к свободе, к «царю в голове», парадоксальное утверждение «Украина – не Россия» - это все упрощенная база для дальнейшего анализа и прогнозирования.
Хочу подчеркнуть, что сегодня для США и стран Евросоюза главнейшая задача – формирование (построение) в Украине лояльного к западным ценностям и стандартам экономически самодостаточного общества, в котором доминируют христианские ценности, существуют гражданские свободы, полученные в результаты реализации принципа народовластия.
Эту задачу невозможно реализовать, если рассматривать Украину исключительно в качестве «западного противовеса» Российской Федерации. Или же как своего рода «дубину» для дестабилизации ситуации в РФ, основания для торговых и экономических санкций.
Антиукраинская пропаганда со стороны Российской Федерации, как и антироссийская пропаганда со стороны власти и правительства Украины, безусловно, имеют временные параметры с точки зрения восприятия населением. С помощью искусственно созданной реальности симулякров невозможно долго обманывать людей, которые начинают интуитивно чувствовать ложь. Поэтому как в России, так и в Украине растет недоверие населения к средствам массовой информации своих стран, в частности к освещению событий на Донбассе.
Пока вожди Украины будут считать своей победой (для них важна лишь имиджево-телевизионная победа) продление санкций Запада в отношении России, а не интеграцию Донбасса, пусть и ценой предоставления широких полномочий для местной власти, в Украину, пока они будут публично ратовать за «деоккупацию», а втайне надеяться, что «ватники» отвалятся сами и не будут портить «благостную» и удобную электоральную картинку, пока не начнутся реальные, а не «контактные» переговоры по Донбассу без жонглирования «норманнскими» и «минскими» форматами, а также Будапештским меморандумом, пока в голове у вождей будет преобладать желание не спасать жизни людей, слушать, сострадать, созидать, а стать «победителем», они продолжат пытаться мобилизовать свой электорат на основе военной риторики. В таких условиях экономическая и политическая жизнь страны просто не могут развиваться. Примеров, подтверждающих все вышеперечисленное мною в новейшей истории много.
Отстаивание официальной пропагандой и распространение через СМИ, интернет (соцсети) концепции превосходства «свідомих» украинцев над жителями востока нашей страны - это не правое дело. Вожди, воодушевляющие народ на подвиг во имя неправого дела, неизбежно приведут страны к катастрофам.
В многообразии Украины заключены как ее риски, так и ее богатство. Главное – аккуратно и последовательно складывать пазлы, не оставляя дырок и не выбрасывая «лишних» деталей.