Украине придётся выполнить решение Стокгольмского арбитража и вернуться со следующего года к закупкам газа у «Газпрома». Вопрос в другом – в отношениях с кремлёвским оружием газовой модификации «Газпром» особенно актуальна поговорка, что дьявол прячется в деталях. И вот тут-то нас подстерегает главная опасность.
Романтики могут поспешить заявить, что Украина после 2014 гола радикально изменилась и повторить в ней свою стратегию «заходи и становись монополистом» российская компания не сможет. Таким хочется процитировать строчку из песни Игоря Талькова – «не спешите, милые, не будьте так наивны». Ни в коем случае нельзя недооценивать такого противника как «Газпром» - сильного, коварного, чрезвычайно искушённого в умении комбинированного использования всех подручных средств, чтобы выгрызти (именно так!) себе максимальную долю на том рынке, куда получилось как-то просочиться. И то, что российский поставщик газа - это всего лишь инструмент в «гибридной» войне Кремля против Украины, а не рыночный «чисто поставщик углеводородов» тоже нужно всегда помнить чётко.
Если кто-то забыл, то спустя полтора года войны на Донбассе Украина продолжала покупать газ у России. «Газпром» не собирался отдавать украинский рынок ни при каких обстоятельствах и использовал весь свой широкий ассортимент средств, чтобы остаться тут. И только после решения правительства Яценюка в ноябре 2015-го полностью прекратить у «Газпрома» все закупки газа, Украина смогла спрыгнуть с российской газовой иглы.
Это же правительство тогда приняло правильное решение вывести газовый спор между «Нафтогазом» и «Газпромом» в публичную плоскость в Стокгольмском арбитраже. Благодаря чему появилась возможность в сфере международного права строго ограничить притязания россиян в Украине.
Вердикт арбитража говорит однозначно: требования по объемам договора 2009 года снижены в десять раз — с 52 млрд куб. м до 5 млрд куб. м. Это примерно половина нынешнего импорта газа в Украину: за 11 месяцев уходящего года "Нафтогаз" закупил в Европе 8,2 млрд куб. м. Это значит, что в следующем и в 2019 году Украина обязана будет купить у «Газпрома» примерно половину потребляемого газа.
Комментируя решения арбитража, президент Порошенко нарисовал совсем другую, какую-то виртуальную картинку. В которой Россия слёзно просит(!) купить у них газ, а Украина может брать, а может и не брать российский газ.
«Что произошло в течение последних двух лет? Мы энергетически независимы. Они (Россия) стучат: может возьмете наш газ? Нет, у нас все хорошо. Если он будет дешевый и честный, не коррупционный, – пожалуйста», – сказал Порошенко. И лишь при соблюдении этих условий власти Украины готовы пойти на такой шаг «для того, чтобы снизить тарифы для наших людей».
В то время как для того, чтобы не допустить возвращения «Газпрома» в качестве ведущего игрока на украинский рынок и ограничить отношения с ним сроком действия заканчивающегося в 2019-ом контракта нужна другая – публичная, привязанная к реальности после вердикта Стокгольмского арбитража политика газовых отношений с Россией.
Некоторые положения этой политики обозначил глава фракции «Народный фронт» Максим Бурбак:
«1. Контракт закупок у «Газпромом» ни при каких обстоятельствах не может быть продлен. Разговоры или даже намеки на это - вредны. С 2020 года - только транзит.
2. Газовый рынок Украины и Евросоюза должно быть демонополизирован. Не вообще, и не с 2020-го, а сейчас. Наши реверсные закупки должны сохраняться, расширяться, и вылиться в полноценное присоединение Украины к газовой сети Евросоюза. Уже сейчас Украина должна договариваться об импорте американского LPG-газа, который уже поступает (!) в Литву и Польшу».
Действительно, задача стоит очень предметная: Украине необходимо срочно разработать и обнародовать единый подход по отношениям с «Газпромом» как в 2018-2019 годах (когда будут осуществляться закупки газа у РФ), так и после этого периода. В противном случае Кремль через «Газпром» сможет реализовать свою излюбленную тактику «Разделяй, подкупай и властвуй» и в новой, пост-Евромайдановской Украине.