"Все крупные состояния в Украине зарабатывались на "подворовывании" российского газа. Этот тезис с разными вариациями в мирные времена неоднократно озвучивали высокопоставленные политические деятели в Москве. Здесь, конечно, была доля извечного снисходительно-презрительного похлопывания "старшим братом" по плечу "вороватого меньшого братишки". Но в то же время, ніде правди діти - десятилетиями сфера торговли российским газом оставалась полностью закрытой от посторонних областью мега-коррупционных очень капиталоёмких схем. На которых успешно сидели как украинские выгодополучатели, так и их партнёры восточнее хутора Михайловский.
Так продолжалось много лет, и ситуацию обе стороны менять не собирались. Регулярно появляющиеся угрозы чиновников "Газпрома" и политиков из Кремля вынести сор из газовой избы и разобраться с Киевом в Стокгольмском арбитраже были частью этого казавшегося бесконечным теневого газового сериала.
Ситуация изменилась после того, как Россия сделала воздействие поставками своего газа одним из основных видов оружия в начинающейся "гибридной" войне. Оружием в отношении Украины чрезвычайно эффективным. Поэтому и после аннексии Крыма, и после начала вооруженного конфликта на Донбассе в 2014 году Москва была уверена, что критично зависимая от поставок "Газпрома" Украина с российской газовой иглы не соскочит. Что называется, по определению. И предпочтёт проверенный, многократно опробованный и доказавший свою эффективность в диалоге с Кремлём инструмент кулуарных договорённостей.
То, что новая украинская власть отказалась действовать по этой накатанной схеме Путина и Ко просто ошеломило. Так сильно Киев своими действиями не выбивал из колеи хозяина Кремля, пожалуй, с начала 2005 года. Когда переигравший Кремль на первом Майдане триумфатор Оранжевой революции Ющенко свой первый визит нанёс прямиком к своему врагу Путину. И сообщил ему, что премьером сделает Юлию Тимошенко, которая на тот момент была фигурантом возбуждённых против неё в России уголовных дел.
Но в этот раз всё обстояло гораздо серьёзнее. Впервые за всё время газового сотрудничества инициативу у Москвы перехватил Киев. Правительство Яценюка в июне 2014-го первым пошло в Стокгольмский арбитраж. Поставив крест на эпохе теневых газовых сделок с громадными "откатами" и другими гешефтами в характерном для Москвы стиле византийской политики.
Спор с "Газпромом" в международном арбитраже, начатый с не оплаты нескольких миллиардов кубометров газа, закончился полным пересмотром отношений в сфере поставок российского газа. В ходе него правительство Яценюка ещё осенью 2015 года полностью отказалось от закупок газа у "Газпрома", а теперь вот и в Стокгольмском арбитраже украинской стороне удалось выиграть спор с российским газовым монополистом по ключевым и важнейшим для нас позициям.
Что решил суд
По поручению правительства "Нафтогаз" еще в июне 2014 года пожаловался в Стокгольмский арбитраж на несправедливые условия контракта с "Газпромом" от 2009 года: высокая стартовая цена ($486,5 за 1000 куб. м с 1 апреля 2014 года), обязательства выкупать 52 млрд куб. м газа в год (правило "бери-или-плати" — не важно, сколько реально требуется, нужно заплатить за весь указанный объем), а также запрет на перепродажу ненужного газа. С момента подачи иска суммарные требования "Нафтогаза" составили $18 млрд. В ответ "Газпром" потребовал соблюдение контракта — заплатить $56 млрд. за уже поставленный газ и невыполнение обязательств по "бери-или-плати".
И вот арбитраж принял решение (полностью оглашено оно будет в последний день зимы - 28 февраля следующего года). По решению арбитража, "Нафтогаз" не будет платить за газ, который не получал — то есть покрывать те кубометры, которые россияне требуют по правилу "бери-или-плати".
Кроме того, урегулировали общую ситуацию по контракту — "Нафтогазу" и "Газпрому" установили цену на спорный второй квартал 2014 года. Вместо $486,5 за тысячу кубов, которые рассчитывались из цен на нефть, Украина оплатит поставленный газ по рыночной цене — $352 за 1000 куб. м.
Кроме того, до конца контракта в 2019 году арбитраж откорректировал цену на газ для Украины до ликвидного европейского хаба. По сути изменив так называемую формулу расчета стоимости газа, указанную в спорном договоре. Таким образом, благодаря пересмотру контрактной цены "Нафтогаз" сэкономил $1,8 млрд на газ, приобретенный в 2014-2015 годах.
Более, чем в десять раз снижены невыполнимые в нынешних условиях требования по объемам "бери-или-плати" — с 52 млрд куб. м до 5 млрд куб. м. Это примерно половина нынешнего импорта газа в Украину: за 11 месяцев 2017 года "Нафтогаз" закупил в Европе 8,2 млрд куб. м.
В пользу Украины решен и вопрос с поставками газа на территорию, подконтрольную "ДНР/ЛНР". "Газпром" заявил, что с 2015 года поставил в неконтролируемые районы Донецкой и Луганской области 5,7 млрд куб. м газа, и потребовал от Украины оплатить этот объем. В "Нафтогазе" сообщили, что получили счет на $1,3 млрд за поставки газа в ОРДЛО. Арбитраж решил, что НАК не должен платить за газ, якобы поставленный на временно оккупированные территории Луганской и Донецкой областей. Поставки на оккупированные территории не учитываются в контрактные объемы НАКа.
Россияне получили положительное для себя решение по одному из своих требований - Украина заплатят "Газпрому" за уже поставленный газ $2 млрд. Это фактический долг, который накопился у НАК за поставки в IV квартале 2013-го и II квартале 2014-го.
Таким образом, благодаря тому, что правительство Яценюка и "Нафтогаз" в 2014 году рискнули действовать по качественно новым правилам, Украина победила в Стокгольме с разгромным счётом. Итоги впечатляют: удалось раз и навсегда закрыть вопрос с претензиями Москвы о выплате неподъемной для украинского бюджета суммы в $56 млрд., газовые обязательства перед "Газпромом" снижены до минимума, проблема поставок в ОРДЛО — снята, контрактная цена пересмотрена с 2014 года. И глобальный прорыв из "газовой византийщины" - удалось добиться разрешения в пользу Украины газового спора с Россией публично, в авторитетнейшей международной инстанции.