1. Интернет-телевидение: Громадське ТБ, Еспресо, Спільнобачення
Главный вопрос, который возникает при разговоре о будущем Громадського: что будут показывать в эфире, когда разрешится затянувшийся политический кризис? Канал привлёк огромную аудиторию, удачно оседлав тренд освещения протестов. Получится ли удержать эту пока лояльную аудиторию, круглосуточно транслируя в эфир главную страницу Украинской правды? И если рейтинги упадут, то хватит ли добровольных взносов для полноценной работы проекта? Или придётся опять брать деньги у фонда Сороса и посольств США и Нидерландов? Также интересно, сможет ли команда Громадського провести работу над ошибками после серии скандальных эфиров (например, с Венедиктовым) и подставных сюжетов (например, с якобы похищенной активисткой).
Ещё один вопрос, на который нет ответа: чем придётся забивать эфир параллельным проектам: Еспресо и Спільнобаченню? Ниша оппозиционного интернет-телевидения очевидно перенасыщена; проект, основанный исключительно на стриминге (Спільнобачення) вряд ли будет востребован в мирное время, так же как и очередной новостной сайт с перепечатками фейсбучных постов оппозиционных активистов (Еспресо) — с этим вполне справляются Украинская правда и Цензор. Так что эти проекты после спада протестов скорее всего ждёт забвение.
2. Империя наносит ответный удар: Канал 112
Симметричный ответ “Громадському” на языке новых медиа — провластный канал и информагентство “112” — был запущен с началом протестов. Неплохое техническое оснащение и оперативная работа журналистов обеспечили проекту хороший старт. Но этот потенциально мощный медиаресурс был слишком рано дискредитирован — например, откровенно сливным сюжетом про маргинальный пикет возле дома Виталия Портникова или сказочным сюжетом о якобы избитой, ограбленной и чуть ли не изнасилованной в захваченном оппозицией Доме профсоюзов активистке-общественнице.
Раскроет ли 112 свой потенциал и сможет ли выравнивать информационную повестку в противостоянии с оппозиционным интернет-телевидением? Или так и останется оружием для мелких сливов? Будем следить.
3. Вести с Востока: Медиахолдинг “Вести”
Так сложилось, что пророссийская медиаактивность в Украине отдана на откуп маргинальным блогерам и журналистам (вроде Бузины и Чаленко), региональным юго-восточным СМИ, уродливым общественным организациям-гомункулусам вроде “Украинского выбора” Медведчука, гениально тратящего бездонные бюджеты на наружку и джинсу, и прочим сюрреалистичным “Союзам граждан Украины”. С учётом того, что у огромного количества украинцев существует запрос на адекватный пророссийский контент, такой вакуум в медиапространстве выглядит как минимум странно. Тем более странно это выглядит в контексте евразийского проекта Кремля, который, по мнению подавляющего большинства экспертов, невозможен без Украины.
Поэтому в этому году мы будем внимательно следить за единственным всеукраинским профессиональным СМИ, адекватно отображающим проросийскую повестку. Игорю Гужве удалось собрать в своём медиахолдинге лучших профессионалов отрасли и создать лучшую ежедневную газету, один из лучших журналов и один из лучших новостных сайтов. Добавятся ли к этому списку радиостанция и телеканал? Посмотрим.
Также логично будет ожидать появления новых игроков в пророссийской нише медиа.
4. “Интеллектуальный русский национализм”: Спутник и Погром
Одним из таких игроков может стать популярный ресурс об “интеллектуальном русском национализме” — “Спутник и Погром”. Провокативные тексты на актуальные темы внутренней и внешней российской политики вместе с отличной графикой сформировали уникальный медиаязык СиП и позволили ему стать флагманом национализма для креативного класса и хипстеров.
Главред СиП Егор Просвирнин анонсировал скорое открытие украинского подразделения, пока без подробностей. Но с учётом живого запроса на адекватный пророссийский дискурс этому проекту уже можно пророчить узкую (так как целевая аудитория СиП — образованные горожане), но концентрированную аудиторию.
5. Гагарин, я вас любила: Корреспондент
Покупка медиахолдинга UMH провластным олигархом Сергеем Курченко стала событием года на медиарынке. Теперь читатели сетуют о Корре, который мы потеряли, оппозиционные медиаактивисты проводят флешмобы по разлайкиванию страниц издания в соцсетях, а злые языки и вовсе пророчат проекту смерть и погибель — огромное количество журналистов и менеджеров уволилось оттуда сразу после покупки, что не могло не сказаться на качестве контента. Изменилась и редакционная политика: вне зависимости от своей политической позиции, читатели не могли не заметить того, как более-менее нейтральный ресурс стал беззубым, а такое вряд ли кому-то понравится. Можно купить СМИ, но нельзя заставить людей его читать.
Сдуется ли Корреспондент в 2014 году окончательно или благополучно переживёт трудные времена — вот в чём вопрос.
6. Пароль “рыба-меч”: Инфовойны
2013 год порадовал нас небывалой активностью в сфере инфовойн: DDOS-атаки, взломы почт политиков, журналистов и редакторов, издания-клоны, сливы компромата и огромное количество провокаций и вбросов — чем ближе президентские выборы, тем жарче разгорается огонь информационных войн.
Поэтому в этом году будем ждать новых сливов, взломов, изданий-клонов, DDOSов и новых страшных откровений об украинской политической и медийной тусовке. Уверен, для чёрных пиарщиков со всех сторон ещё есть непочатый край работы.
7. Без политики: Студенческие медиа
На фоне всеобщей политизации и повального непрофессионализма официальных СМИ не могут не радовать отдельные проекты студенческих СМИ. Традиционно преуспевает в этом КПИ. Так, первым, кто задал тренд уже ставших привычными стримовых трансляций с протестов, стал КПИшник Крус Крус. Давно работает и Радио КПИ — полноценное интернет-радио со своей студией, регулярными передачами, прямыми эфирами, подкастами и офлайн-вещанием.
Также в этому году хотелось бы пожелать всем журналистам интересных текстов, острых расследований, крутых мультимедийных и мультиформатных проектов (а вдруг кто-то сделает украинский Snow Fall), правильной работы с соцсетями — и в подготовке, и в распространении своих материалов, и поменьше погони за сиюминутным трафиком и непроверенными сенсациями, джинсы, и сумасшедших баннеров на полэкрана.
На этом всё.
Подписаться на автора: