Сдалась ли окончательно «партия войны» в окружении Януковича (или Путина) покажут ближайшие несколько суток. Но, как минимум, того напряга, который висел в воздухе еще вчера под вечер ныне не чувствуется. Спасибо весьма точной антикризисной работе оппозиции и нашим американским коллегам. Ныне ситуация во многом переходит из режима защиты Майдана и людей на нем в режим активного превращения наработок Майдана в реальные результаты. Напомню, что оппозиция и большая часть общественности выдвигала следующие требования для начала диалога:
1. Освобождение всех арестованных (вообще же этот пункт а приори читался шире, «освобождение», как «освобождение плюс отказ от уголовного преследования»).
2. Наказание виновных в событиях 30 ноября на Майдане.
3. Отставка Кабинета Министров.
Что имеем по состоянию на сегодня? Большая часть арестованных освобождена. Но при этом многие из них по-прежнему «висят на крючке» возможного уголовного преследования. Названы четверо «виновных» в избиении Майдана. Но, очевидно, не названы заказчики, как, впрочем, и рядовые исполнители, наказать которых тоже нужно. Хотя бы с точки зрения профилактики отечественных спецподразделений.
В то же время власть де факто начала торг. «Слита» информация, что регионалы готовы внести и принять на этой неделе закон об амнистии по событиям ноября-декабря. Тем самым снимая с крючка активистов и освобождая от уголовного преследования назначенных крайних.
Может ли это устроить оппозицию? Вероятно, с точки зрения политической целесообразности, такой обмен многим может показаться выгодным. Примет ли такой обмен Майдан? Уверен – нет. Притом, что Майдан по-прежнему носит название «Евромайдана», основная мотивация большинства из тех, кто ныне стоит на нем, значительно выходит за пределы евроинтеграции. Основная мотивация – некомфортность существования людей во враждебном окружении нынешней власти во всех ее проявлениях. Милиции и тех, кто ей управляет, пожалуй, едва ли не в первую очередь.
В случае если оппозиция попробует протолкнуть предлагаемую регионалами амнистию, это не только не будет принято Майданом, но приведет к отторжению оппозиции и радикализации Майдана. А буйных на нем хватает.
Вообще же, мне кажется, власть не до конца понимает те риски, которые несет за собой сценарий радикализации огромного количества малоуправляемых людей. Даже если допустить, что 90% народу в очередной раз почувствует себя обманутыми, плюнет и разойдется, то 10% особо радикально настроенных найдут выход в переходе к иным методам сопротивления. И единственным самым простым и понятным, станет вооруженное сопротивление. Сколько таких людей в стране? Не знаю, но речь, очевидно, идет о десятках тысяч человек. Пусть малообученных и слабоорганизованных, но вооруженных и работающих в схеме хаоса. Т. е. абсолютно неконтролируемо и непонятно с точки зрения любых стратегических и тактических расчетов.
Вчера мой однокурсник, промедведчуковский журналист Александр Чаленко в своем посте в ФБ пошутил, мол, объяснял российской журналистке, что «галичане» – это те же чеченцы. Шутка у Саши не удалась. Галичане и чеченцы – народности несопоставимые. Но вот последствия силовых или шулерских игр с Майданом могут быть вполне сопоставимы – длительная, скажем мягко, дестабилизация ситуации в стране, где введением чрезвычайного положения уже отделаться не получится.
Если власть и оппозиция реально хотят «вырулить» ситуацию, им придется принести не символические, а вполне осязаемы жертвы. Доведение дел по заказчикам избиению студентов до конкретных сроков. Только тогда наиболее радикальная часть Майдана успокоится.
Теперь по отставке правительства. Игрище в передел правительства между группами влияния, о чем сегодня заговорили регионалы, выглядит уже не как издевательство над Майданом, а как издевательство над оппозицией. И проблема, в первую очередь, в самих лидерах оппозиции. Которые так и не могут договориться между собой и выдвинуть понятные всем парламентским группам правила игры.
Проблема в том, что у оппозиции нет иного пути, как возвращение к Конституции 2004 года, формализация парламентско-президентской модели, создание коалиционного антикризисного правительства с группами ПР в ВР, выход на президентские выборы с единым, пусть и несколько ослабленным полномочиями, кандидатом в президенты ( о чем нужно заявить сейчас, назвав его фамилию). Это абсолютно законный и единственно легитимный путь. Иной путь – революционный и выглядит на сегодня весьма маловероятным, как бы не хотелось противного многим на Майдане.
Если лидеры оппозиции договорятся между собой и выйдут с этим предложением на регионалов – конституционное большинство будет у них в кармане. А в условиях кризиса, преддефолтного состояния страны и Майдана под окнами, аппетиты олигархических групп в ПР не будут такими уж неподъемными. Если добавить сюда еще и завтрашний вояж Януковича в Москву, где может быть подписано все что угодно, четкая и понятная позиция ВР может стать единственным фактором, который оградит страну от сдачи Москве и началу процесса полной дестабилизации, о чем писалось выше.
Способны ли лидеры оппозиции в данном случае принять не политические, а державнические решения, пойдя на урезание личных амбиций? А есть ли у них альтернатива? С моей точки зрения – нет. Такое понимание должно наступить с неизбежностью наступления зимы и снежных заносов на дорогах Киева. Как показывает практика, с этим явлением нужно начинать бороться еще до того, как оно наступило. Что бывает в противном случае – известно всем киевлянам. По крупному счету вопрос регулирования взаимоотношений и начало переговорного процесса с регионалами – вопрос сегодняшнего дня. Если оппозиция хочет оказаться паровозом Майдана – завтра утром в ВР она должна выступить единым фронтом и с уже подготовленными проектами документов. Вплоть до «шахматки» с фамилиями будущих министров.
И еще несколько слов об общественности. Переоценить ее роль в подготовке того, что ныне происходит в стране – сложно. Именно благодаря общественности и невменяемой власти мы сегодня имеем Майдан, а не неизбежное подписание договоров с Москвой и полностью дискредитированную и деморализованную оппозицию.
Вот только ситуация с общественниками тоже очень не проста. Прошу без обид, но сегодня значительную часть групп общественников откровенно «играют». Часть наиболее ярких лидеров находятся под мощнейшим влиянием, вдобавок эти люди обременены откровенной звездной болезнью. В результате риски того, что общественность или отдельные группы общественности власть просто использует для торга с оппозицией, ныне крайне велика. Добавлю. Использует и сольет. Уж простите за прямоту.
Что делать? Вероятно, перестать играть в подсказанные сценарии, под которые ныне выделяются какие-то суммы, а для начала сесть за круглый стол, где попытаться выработать как минимум общую позицию по большинству требований Майдана.
После понять, что диверсификация рисков и финансовых потоков – единственная возможность не оказаться быть принесенными в жертву ради интересов спонсоров, а после этого начать вести единую и конструктивную собственную игру со всеми основными субъектами политического процесса в стране.
Несколько прагматично. Общественности пора отдать себе отчет, что Майдан – это, безусловно, мощнейший, но единственный ее козырь. Козырь, которая она просто обязана трансформировать в политические и организационные дивиденды для Майдана и общественности. Если этим козырем не воспользоваться разумно, то общественность останется там, где была всегда. Где, объяснять не буду…