Правда, есть инструменты, с помощью которых можно было бы минимизировать эти трудности, т.е. создавать более привлекательные условия для вложения финансовых средств в производственный сектор. Но они связаны уже с государственной политикой по регулированию кредитной ставки и самое главное – по предоставлению стимулов в рамках специальных национальных программ (по которым эти деньги можно было бы получать предприятиям ВПК). Как пояснила вчера в Верховной Раде министр финансов: «Мы закладываем в бюджет 82,9 миллиарда гривен (около 5,2 млрд. долл. США) на оборону плюс 6 миллиардов гривен (около 379 млн. долл. США) гарантии и к этому рассматриваем 1,5 миллиарда гривен (около 94,8 млн. долл. США) специального фонда от реализации конфискованного имущества».
Конечно, нужны и конструктивные дискуссии властей и экспертных сообществ. Например, социалка – это важно. Оборонка – это важно, и т.д. Каждый министр будет защищать свои статьи бюджета на 2015 год. При этом, условно говоря, движение «оборонных» денег, направленных на покупку стрелкового оружия, не заканчивается на этих сделках. Ведь с развитием «оборонки» открываются новые рабочие места, приобретаются нашими предприятиями высокие технологии для производства современного вооружения. А далее будут появляться новые отрасли в нашей экономике и, возможно, возродится украинская электронная промышленность. И здесь необходима стратегия развития по выходу на новый технологический уровень через военные технологии двойного назначения, часть из которых в перспективе придет и в народное хозяйство.
И пора нашим властям уже осознать, что бедные страны со слабой экономикой никому не нужны. Качество государственного управления, мягко говоря, не соответствует сегодня задачам развития военно-промышленного комплекса Украины. Особенно в эти дни оно должно быть наиболее прозрачным, используя лучшие европейские практики, и со стройным распределением полномочий. Как отмечают эксперты, только создание стройной системы управления позволит получить дополнительно от 1,5% до 2% экономического роста в стране. Уверен, в течение нескольких ближайших лет этот потенциал был бы успешно реализован в Украине.
Вот почему и ВПК, и банковский сектор должны развиваться комплексно и по законам логики страны, ведущей АТО на своей территории. Следует также отметить, что кредитная ставка, которая проходит несколько операций через коммерческий банк, должна на определенных этапах регулироваться государством не только в соответствии со ставкой НБУ. Например, у нас есть большой наукоемкий сектор ВПК. Для него деньги Нацбанка могли бы в настоящий период стать уникальным источником технического перевооружения и перехода на более современный технологический уровень.
Для «оборонки», по-моему, – это удачное время, несмотря, на нестабильность и спад экономики Украины. Все эти усовершенствования и надо проводить в этот промежуток времени. И ориентироваться на те финансовые инструменты, которые позволят развивать именно долгосрочные проекты в промышленности. Готовить уже сейчас площадки под индустриальные парки для прихода промышленных инвесторов. Плюс совместно с правительством формировать для них специальный налоговый режим.
В этом смысле наши затраты на вооружение – это также один из основных способов поддержки экономической стабильности в стране. Только бы наши власти не совершили ошибок СССР, когда в Африке ржавели танки, а советские женщины не могли себе купить колготки. Правда, тогда была другая идеология. Сейчас этого, думаю, никто не допустит. Поэтому снова нужна стратегия развития с достижением балансов. Как говорится, меру нужно соблюдать во всем. И в критике. И в конструктивных предложениях.