Чтобы понизить инфляцию надо повышать курс гривны

Итак, мы видим, как НБУ неудачно пытается снизить инфляцию. При этом первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта (по-моему, единственный чиновник с правильным экономическим мышлением) убежденно заявляет: «До конца 2014 года наш прогноз - снижение ВВП на 6%, инфляция – 19%. Учитывая, что в январе-июне 2014 года инфляция уже составила 11,6%». Почему так резко ухудшаются показатели, а с ними и качество нашей жизни? Всё объясняется достаточно просто. Потому что в стране буквально подскочила инфляция, вызванная резким ростом тарифов естественных монополий. И проблема еще в том, что спрос на нашем рынке падает, а на падающем спросе потребительской инфляции не бывает, бывает дефляция. А вот чиновники с собственниками естественных монополий сейчас крепко взяли в свои руки украинских потребителей и вьют из них веревки.

Фото: Макс Левин

Исходя из реально существующей военно-политической ситуации в Украине, крайнего дефицита времени, а также из того, что уже так или иначе сделано для разбалансирования банковской системы и обвала курса гривны, Концепция выхода из украинского кризиса заключается в необходимости перейти к чрезвычайной по своим масштабам общенациональной политике развития внутреннего спроса. Последние данные о среднемесячной динамике экономики говорят о том, что именно сейчас настал момент, когда нужны серьезные масштабные меры по резкому оживлению спроса. В складывающихся условиях, думаю, политика ускоренного развития внутреннего спроса является фактически единственным шансом для нашей страны.

Судите сами. В то время, как среднемесячная зарплата штатных работников реально выросла в январе-мае всего лишь на 0,7%, а прожиточный минимум в 2014 г. в Украине на трудоспособное лицо составляет 1218 грн., а для утративших трудоспособность – 949 грн. (планировавшeеся ранее повышение с июля и с октября 2014 г. было отменено Законом № 1165-VII oт 27.03.2014), продолжает увеличиваться уровень безработицы и уже он составил 10,2%. Зато стоимость газа для населения с 1 мая 2014 г. выросла в 1,5 раза до 1089 грн. за тыс. кубометров с 720,54 грн. за тыс. кубометров. С 1 июня 2014 года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), повысила тарифы на электроэнергию для населения на 10-40% в зависимости от объемов ее потребления. С июля повысились тарифы на горячую воду и отопление на 40 %, а также водоснабжение и водоотвод на 60 %. Рост стоимости жилищно-коммунальных услуг составил 15,8 %. Со второй половины года выросли на 21 % и тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки.

Когда эти цифры знаешь, становится ясно, что в связи с ростом тарифов естественных монополий автоматически выросли цены в целом по экономике на размер инфляции издержек. Соответственно инфляцию издержек только монетарной политикой изменить нельзя. И что в текущей ситуации делает наш НБУ? Он продолжает девальвировать гривну. Заметьте, вчера 11 августа в ходе торгов гривна опустилась почти до четырехмесячного минимума в 12,9-13,1 грн./долл. То есть, для того, чтобы понизить инфляцию, Нацбанк стал понижать курс гривны?! В это трудно поверить! Но об этом красноречиво говорят сами цифры?! Ведь девальвация повышает цены на импортные товары и делает их менее привлекательными для нашего потребителя. Также падает реальная покупательная способность денежных доходов. Более того, часто девальвация нацвалюты может быть одной из причин инфляции внутри страны.

Поэтому в других странах делают наоборот. Чтобы понизить инфляцию, повышают курс национальной валюты. Логика простая – если курс гривны повышается, то стоимость импорта падает. В результате инфляция падает.

Возникает риторический вопрос: что делать, например, умным людям с экономическим мышлением и которые умеют считать? Думаю, что уже поздно нашим высокопоставленным чиновникам объяснять то, что экономика страны – это цельный организм. Более того, убежден, что у руководства нашего финансово-экономического блока правительства было и есть мозаичное мышление. Поэтому МЭРТ, Минфин и НБУ, решая узкокорпоративные и только им понятные проблемы, никак не могут «слепить» целостную и комплексную программу развития экономики Украины. А что же нашим людям делать в такой ситуации?

Полагаю, нашим людям надо готовиться к худшему. Откровенно говоря, и я, как и многие мои соотечественники, рассчитывал на лучшее. Но пока вышло, как всегда. Однако, надежду не теряю. А вдруг появятся новые талантливые лидеры. И всё же сейчас, глядя правде в глаза, надо отдать себе отчет: в ближайшие годы лучше не будет. Нет пока в Украине новых лиц и новых идей.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram