Основная мысль: «Несмотря на радужный оптимизм чиновников, действительно дешёвые авиаперевозки пока остаются для Украины недостижимой мечтой».
Украинский рынок авиаперевозок почти монопольно контролируют компании, осуществляющие дорогие перевозки и работающие в рамках межгосударственных соглашений. Ключевую роль играют МАУ и «Украинский авиаальянс» (объединяет авиакомпании, которые близки к совладельцу Приватбанка Игорю Коломойскому) – их доли на рынке составляет 30% и 44% соответственно. Фирма «Роза ветров», также не чуждая Коломойскому, занимает 9% рынка, а «WizzAir Украина» (дочерняя компания венгерского лоукоста) – 8%.
Действующее правительство всё-таки пытается добиться реализации мечты о дешёвых полётах. Ещё летом 2010 года вице-премьер-министр Украины Борис Колесников заявлял о необоснованном завышении цен на перевозки и грядущем присоединении к европейскому «открытому небу». «Нам осталось осуществить буквально несколько шагов», – говорил по этому поводу Колесников».
Тут-то он и вступил в известный конфликт с монополизировавшим небо Коломойским:
Наше небо – закрытое. Отсутствует возможность свободно организовывать рейсы и конкурировать с местными перевозчиками из-за ряда межгосударственных соглашений, регламентирующих предельное количество рейсов и самолётов, задействованных в перевозках между странами.
Чиновники уверяют, что до конца 2011 года Украина присоединиться к договору «Открытое небо». Это значит, что межгосударственные соглашения с их взаимными квотами на полёты уйдут в прошлое, а компаниям для осуществления полётов достаточно будет договориться с аэропортами и уведомить о своих намерениях авиационные власти.
Однако ни сроки, ни условия присоединения Украины к либеральным перевозкам ещё не озвучены. Крупнейшие перевозчики уже опасаются, что массовый приход богатых иностранных авиаторов в страну вытеснит их благодаря демпинговым тарифам на старте – европейские перевозчики могут себе позволить продавать билеты на маршруты внутри ЕС по 15-20 евро в одну сторону.
В то же время наши авиакомпании не смогут в полной мере воспользоваться новыми правами на европейском рынке (например, забирать пассажиров в Мюнхене по дороге в Барселону или выполнять рейсы из Франкфурта в Берлин) из-за высокой конкуренции и насыщенных графиков полётов в Европе.
Именно невозможность использовать преимущества «Открытого неба» в Европе, а также нежелание снижать расценки на перевозки под давлением иностранных конкурентов считаются главными причинами блокирования крупными перевозчиками присоединения Украины к инициативе «Единого европейского неба».
Президент МАУ Юрий Мирошников считает, что создание «единого неба» должно быть синхронизировано с формированием такого же «единого поля» для передвижения людей, чего, в нашем случае, можно добиться отменой виз в Европу. Если бы это произошло, пассажиропоток вырос бы, а тарифы на пассажирские перевозки стали бы ниже за счёт усиления конкуренции.
Также Мирошников в интервью «Деловой столице» отметил, что сегодня Украина не интересна для лоукостеров, поэтому не стоит ожидать бума дешёвых авиаперевозок даже после присоединения к «открытому небу».
Ведь для успешной работы лоукостеров нужен массовый пассажиропоток, которого в Украине просто нет, в том числе и по причине строгого визового режима с ЕС. Второй сдерживающий фактор – неразвитая аэропортовая инфраструктура. Лоукостерам нужны дешёвые, но при этом хорошо оборудованные периферийные аэропорты, удобно связанные наземными видами транспорта с крупными индустриальными центрами. У нас таких аэропортов нет, а центральные – для бюджетных авиаперевозчиков слишком дороги. Кроме того, в украинских аэропортах отсутствуют многие технологии, которые необходимы лоукостерам. Например, высадка и посадка пассажиров без автобусов, позволяющая значительно сократить расходы перевозчика и время пребывания самолёта в порту, у нас вообще запрещена.
Генеральный директор «WizzAir Украина» Сергей Дементьев в интервью «Деловой столице» не разделил пессимизма президента МАУ и отметил, что в результате «открытого неба» цены упадут как минимум на 50% от сегодняшнего уровня, а уровень пользования авиатранспортом вырастет в 4-5 раз – с 3 до 12-15% населения. Лет через 10 в Украине будут пользоваться лоукостерами примерно так же активно, как и в ЕС, – до 40-50% граждан.
Итак, пессимистичный сценарий – отсутствие «открытого неба». В таком случае, рынок останется на сегодняшних позициях, все будут работать в режиме вялотекущего роста. Если же небо «откроется», то в течение трёх-шести месяцев начнётся бурное оживление.