ГоловнаБлогиБлог Антона Дмитриева

Почему в Украину нельзя инвестировать, ​и как сложно здесь делать бизнес

Многие государственные институции наперебой кричат, что doing business в Украине – это круто, доходно и стратегически выгодно. Уверен, что это не так.

Проблема любого предпринимателя в постсоветских странах (кроме Грузии) – куча ненужных государственных органов, бюрократия и излишний контроль. Кроме того, непонятно, как можно инвестировать средства в то, что у тебя могут отобрать в любую минуту?

Фото: forexaw.com

Честно говоря, проблема заключается в самой системе власти, которая существует в Украине. Что бы кто ни говорил, какие бы нормативно-правовые акты не принимались – они всего лишь являются красочным фасадом абсолютно серой и безрадостной прерии под названием «украинский бизнес».

Ряд проблем, с которыми сталкивается любой иностранный или внутренний инвестор в Украине:

  •     Отсутствие реформы государственной службы и бюрократического аппарата
  •     Отсутствие стабильной и прогнозируемой законодательной среды
  •     Отсутствие реформы налоговой системы
  •     Слабая судебная система
  •     Вопросы собственности на землю
  •     Государственная собственность и права интеллектуальной собственности
  •     Либерализация трансграничного движения капитала и товаров
  •     Жесткий порядок лицензирования
  •     Жесткое валютное регулирование

Кроме того, можно выделить отдельную группу факторов, которую условно можно назвать «человеческими», а именно: зависть, злость, желание отомстить и т.д.

Проблемой Украины, в частности, является то, что человеческим слабостям всегда можно найти применение из-за факторов несовершенства государства и системы управления. Например, завистливый чиновник всегда сможет вам причинить максимальное неудобство, а озлобленный судья примет решение не в вашу пользу.

Отдельного внимания заслуживает законодательство Украины как касательно бизнеса, так и в целом. Теоретически, на бумаге, названия законов и подзаконных нормативно-правовых актов являются передовыми, актуальными и очень нужными. Однако, практически ни один законодательный документ не будет выполнен, пока на то не будет воли власть предержащих. Проще говоря, если система хронически больна неизлечимой болезнью, которая развивается в геометрической прогрессии, то никакой закон или постановление не будет служить лекарством, коль его придумывает сам больной, а не врач. Если сама система не меняется, то никакие законы не могут изменить порядок вещей в этой системе. Играя с шулерами великолепными картами, вы все равно играете с шулерами, только карты у вас красивые и новые.

Все законодательные послабления и номинальные улучшения существуют лишь в кабинетах чиновников и только в те моменты, когда им нужно принять иностранных гостей или журналистов. Реально же нет абсолютно никаких правовых стимулов для занятия предпринимательской деятельностью или инвестирования, так как чиновники, особенно на низовом уровне, не сменяются на протяжении 10, а то и больше лет. А общеизвестно, что чиновник, правоохранитель и судья в Украине занимают гораздо большее место в жизни бизнеса, нежели закон.

Налоговая система, валютное регулирование, выдача лицензий и разрешений, чиновничий произвол, гора справок и выписок, полнейшее отсутствие «электронного правительства» и чрезмерное количество ненужных бумаг для получения электронной цифровой подписи – все это всего лишь вершина айсберга проблем, с которыми сталкивается любой субъект предпринимательской деятельности.

Например, для того, чтобы сделать электронную цифровую подпись, которая принималась бы налоговой службой и другими контролирующими органами, необходимо подать в ту же налоговую службу порядка 10 документов. Абсурдным с этой точки зрения выглядит законодательное разрешения подачи документов для регистрационных действий с помощью электронной подписи: документы для регистрации или любых действий, связанных с предпринимательской деятельностью, могут подаваться в электронном виде. Но для того, чтобы получить электронную цифровую подпись, которая будет признаваться в центрах административных услуг, нужно предоставить в соответствующий орган выдачи таких подписей регистрационные документы и справки из тех же органов, куда только планируется подать документы в электронном виде. Переводя на простой язык: для того, чтобы сделать любые действия с помощью электронной цифровой подписи и электронных документов, вам нужно до этого все то же самое сделать в обычном виде, а потом предоставить дополнительно кучу бумаг для того, чтобы все-таки иметь возможность сделать абсолютно то же в электронном виде. Таким образом, вместо упрощения и максимальной оперативности, украинские чиновники сделали все, чтобы сделать невозможным использование электронных способов общения с ними.

Вопросы владения землей в Украине являются сильнейшим «камнем преткновения» для тех, кто решит основать большое предприятие или его купить и возродить. Проблема вся в том, что земля, на которой стоит объект, не принадлежит ни его собственнику, ни трудовому коллективу. Она вся принадлежит либо государству, либо территориальной общине. Таким образом, вас могут в любой момент выбросить с земли вместе с вашим предприятием, мотивируя это тем, что земля – не ваша, вашей никогда не была, а все строения на ней – незаконны и подлежат сносу. Ваших прав при этом никто не защищает просто потому, что их и не было. Советское прошлое никак не может отпустить Украину и ее граждан: им все время чудится, что если землю разрешить продавать и покупать, то уже завтра «хищные пройдохи-капиталисты» скупят за бесценок все национальное богатство. Пикантность ситуации, правда, заключается в том, что и власть, и граждане одновременно боятся того, что при свободной купле-продаже земли откроется тот факт, что эта самая земля уже давным-давно продана и перепродана, а право собственности на нее уже много лет как закреплено за некими субъектами в высших эшелонах власти. Исходя из этого, политики пугают народ тем, что землю за бесценок скупят олигархи, а народ, чувствуя свое бесправие и вседозволенность людей с деньгами, настраивается на кровавую войну в случае разрешения торговли землей.

Что же касается любых гарантий, то их вам не даст абсолютно никто. Изменения в законодательство не имеют никакой систематичности или стратегии, государственные органы зачастую работают вне правового поля, а судебная власть все чаще руководствуется правом «сильного» или «богатого», а не Конституцией Украины или законами.

Таким образом, если же вы решаете вести дела в Украине, вам нужно быть готовым к тому, что регистрация бизнеса (особенно в крупном городе или Киеве) у вас займет не меньше трех месяцев (если, конечно, вы не дадите уйму взяток). Далее вы никоим образом не можете быть застрахованы от того, что, при удачном ведении дел, уже завтра к вам придут даже не бандиты, а вполне прилично одетые и красиво говорящие чиновники, и попросят долю в вашем бизнесе или часть прибыли. Если же вы откажетесь «сотрудничать» с ними на их же условиях, с этого момента ваш бизнес и даже жизнь не могут считаться защищенными. И даже если вы решите закрыть бизнес, с вас сдерут еще три шкуры и вынудят отдать последние копейки.

Украина активно строит «потемкинские деревни» в бизнесе из-за того, что система не только не меняется, но все больше закостеневает. В таких условиях развитие Украины, как демократии и капиталистической страны невозможно, нужно честно расставить приоритеты и вернуться в коммунистическое прошлое, которое так близко большинству власть имущих и народу. А бизнес… А бизнесом пусть занимаются развитые страны, Украине это, очевидно, не нужно.

Антон Дмитриев Антон Дмитриев , Журналист, редактор, блогер, живет в Киеве
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram