По окончании промежуточных выборов в США политическая система государства не стала более сбалансированной, а политическое противостояние не только не ослабилось, а наоборот усилилось.
Итак, по порядку. Демократы, по итогам выборов, получили большинство в Палате представителей, тогда как республиканцы увеличили свое присутствие в Сенате. Тем самым стал реальностью, как об этом упоминалось ранее, т.н. «разделенный Конгресс».
С одной стороны, такое распределение условно способствует сбалансированию политической системы, через действенную систему «сдержек и противовесов», однако т.н. референдум недоверия Трампу, как пытались представить промежуточные выборы демократы, провалился.
Создается впечатление, что стороны разошлись «боевой ничьей», ведь обоюдно заявили о своей победе на этих выборах. Демократы, впервые за последние 4 цикла промежуточных выборов стали контролировать Палату представителей – получив 26 мест из 23 необходимых для этого. Тогда как республиканцы не только сохранили, но и упрочили свое большинство в Сенате.
Потеря большинства в одной из палат Конгресса не воспринимается республиканцами в качестве поражения. Ведь большинство в Сенате обеспечивает возможность нынешней администрации назначать на высшие государственные должности республиканских протеже.
Утрата республиканцами однопартийной монополии над обеими палатами законодательного органами может быть чревато тем, что демократы могут активно сдерживать законотворческие порывы администрации Трампа и отказывать в финансировании его инициативам.
«Антитрамповская оппозиция» получила дополнительные механизмы для противодействия ему. Тем самым президент оказывается в ситуации, когда ему придется учитывать мнения и желания демократов. А значит могут быть фактически заблокированы не только многие инициативы Трампа (связанные с противодействием миграции, ассигнования на строительство стены с Мексикой), но и ускорять процессы, связанные с Рашагейтом и другими финансовыми и кадровыми вопросами Администрации президента США.
Эксперты считают, что демократы активизируют деятельность комитетов по надзору и по разведке, а так же юридического и финансового. Что может вылиться в расследования налоговых деклараций и финансовой деятельности Трампа до избрания его президентом США.
Также демократы могут скрупулёзно подойти к реализации такой функции Палаты представителей как контроль над исполнительной ветвью власти. Особенно смотреть за теми направлениями, от выполнения которых уклонялось ныне действующее республиканское большинство.
Вместе с тем выборы в Сенат выиграли республиканцы. Ясно, что у республиканцев в Сенате будет теперь не 51 место, а от 52 до 56 мест.
Контроль над Сенатом означает возможность для Трампа менять министров и их заместителей, генпрокурора и его заместителей, продолжать назначать в федеральные суды всех уровней вплоть до Верховного (если откроется вакансия) лояльных себе крайне консервативных судей, назначать послов.
Новоизбранный Конгресс 116-го созыва приступит к работе в полдень 3 января 2019 года. До этого продолжит функционировать Конгресс 115-го созыва, который начнёт свою последнюю сессию 13 ноября.
Промежуточные выборы зафиксировали тот факт, что США остаются разделённой на образованное население больших городов, которые проголосовали в подавляющем большинстве за демократов. И гораздо менее образованное и очень консервативное население провинции, проголосовавшее также в подавляющем большинстве за республиканцев. Что только подтверждает, что волна избирателей которые выступают против истеблишмента и привели Трампа в Белый дом, далека от исчерпания. А значите если демократы хотят побороться за власть через два года, то им надо выдвигать кандидатом не "системного" и "респектабельного" кандидата, а кандидата «народного» - вровень Трампу.