И первые тревожные звонки уже прозвучали: растущая конфронтация между Брюсселем с одной стороны и националистическими властями в Польше и Венгрии с другой; правительственная коалиция в Австрии с участием националистической «Партии свободы», получение большинства (после досрочных выборов в парламент Каталонии) сторонниками независимости региона от Испании, съезд праворадикалов в Праге.
Старый год уходит. Год тревоги нашей
Напомню, что приход 2017-го года сопровождался нервным ожиданием начала краха европейского проекта. Основанием для предчувствия коренного изменения мира стал выход Великобритании из Евросоюза в результате соответствующего референдума. Нервозности добавило избрание президентом США Дональда Трампа, который не только поддержал сторонников Brexit, но и проповедовал экзальтированные взгляды на международную политику в принципе. А еще впереди маячили выборы в Голландии, Франции и Германии, где опросы общественного мнения сигналили о серьезном укреплении настроений «правых», способных обрушить нынешний ЕС.
Сложно было оставаться оптимистом на счет будущего единой Европы и глядя на действия России, которая, получая несмотря на продление западных санкций не только не ушла из Украины и Сирии, но и продолжала вмешиваться в выборы разных стран: организовывать перевороты как в Черногории. А также наращивала давление на них своей пропагандой.
Как бы то ни было, но рациональный подход к политике все-таки взял верх над желанием показать «кузькину мать» и в Нидерландах, где результат парламентских выборов вошел в историю как символ борьбы с праворадикальными популистами в Европе (здесь остановили антиевропейскую «Партию свободы» популиста Герта Вилдерса), проевропейские либералы в стране остались во власти. Во Франции вместо подруги Путина Мари Ле Пен избрали молодого реформатора Эммануэля Макрона.
У немцев, хоть путинферештееры из «Альтернативы для Германии» и попали после выборов в Бундестаг, канцлером все равно осталась Ангела Меркель и она продолжит руководить страной и Европой – как бы против этого не тужилась российская сторона.
Оказавшись в рамках демократической системы, Трамп-президент (хотя и не без известной доли экзальтации) стал во многом противоположностью Трампа-кандидата. Обставленный «флажками» и получивший кучу проблем Трамп не только не воплотил скандальных предвыборных обещаний, но и вынужден ежедневно доказывать, в частности, свою антироссийскость, подписывая все новые и новые решения против России и Путина.
Не смогли ничего достичь и европейские лоббисты Путина – имидж его страны в цивилизованных странах сошел практически на нет, РФ уже в открытую называют врагом Запада.
Британская разведка МИ-6 официально заявила, что к уничтожению малазийского Боинга МН17 над оккупированным Донбассом причастно российское государство – так как и именно российские военные поставили установку «Бук» из России и потом вернули ее обратно.
А европейские санкции снова продлены на следующие полгода – до 31 июля 2018 года. А тем временем Киев работает над тем, чтобы привязка санкций была не ко времени – по полгода, а к условиям – до момента выполнения РФ условий по деоккупации Украины.
Европа также проявила свою солидарность с Украиной по вопросу противодействия переноса транзита российского газа через территорию Украины. Так, Европейская комиссия (ЕК) официально признала, что Европа не нуждается в газопроводе «Северный поток-2». И одобрила предложение о распространении европейского энергетического законодательства на газопровод "Северный поток-2" – что означает, что Евросоюз поддерживает транзит газа через территорию Украины.
Стало быть, появились основания говорить о преждевременности констатации очередного «заката Европы».
…за ним другие приходят, они будут не меньше сложны
Однако ряд побед еврооптимистов быстро обернулись новыми тревогами, чему в частности способствует график выборов в европейских странах. Так проблема не только в сложности для признанного лидера ЕС Меркель сформировать новое правительство, сохранив прежний курс Германии (страна может оказаться под управлением переходного правительства вплоть до марта). Но и, например, в подъёме национализма в придунайских землях Венгрии, Австрии и Баварии. Никто не решится и дать хоть сколько-нибудь убедительные прогнозы относительно итогов следующих всеобщих выборов в Италии, которые должны состояться до 20 мая 2018 года.
Об этих и других вызовах пишет в своей статье для Project Syndicate экс-премьер-министр Швеции Карл Бильдт: «Предстоящий год станет последним шансом для проведения реформ на уровне ЕС, потому что затем наступит роковой год расплаты. В марте 2019 года Британия выйдет из ЕС, вне зависимости от того, будет у неё соглашение о разводе или нет».
«Затем, в мае, состоятся выборы в Европейский парламент, и новые лидеры будут назначены в ключевые институты ЕС. Мы глазом не успеем моргнуть, как председательство Жан-Клода Юнкера в Европейской комиссии завершится», − добавляет он.
Новые лидеры, между тем, уже, что называется, «бьют копытом».
Nopasaran?
22 ноября стало известно, что большинство в парламенте Каталонии получили сторонники независимости региона от Испании. Три партии, выступающие за отделение региона от Испании - "Вместе за Каталонию" (JxCat), "Республиканские левые Каталонии" (ERC) и "Народный союз" (CUP) - суммарно получили 70 мест в парламенте из 135 возможных. Это при том, что Явка на выборы составила рекордные 81%. Что означает, что даже после побега каталонского сепаратиста Путчдемона из Испании вопрос Каталонии еще не скоро будет снят с повестки дня.
А немногим ранее в Австрии к власти уже пришло новое коалиционное правительство из Австрийской народной партии (АНП) и ультраправой Австрийской партии свободы (АПС). Уже известно, что по предложению АПС Министерство иностранных дел возглавит «нациоанапистка» Карин Кнайсль. Формально она беспартийная, но запомнилась тем, что активно критиковала канцлера Меркель, а Жан-Клода Юнкера называла "циничным властелином" и "хамом". Кроме того, объектом ее критики стала миграционная политика Евросоюза.
После новогодней ночи в Кельне, в ходе которой произошел ряд нападений мигрантов на немок, Кнайсль заявила о "переизбытке мужчин" среди беженцев, потому что это была экономическая миграция, где 80 процентов мигрантов — молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет". Ну и, само собой, дама благожелательно отзывалась о независимости Каталонии.
То есть, понятно, куда ветер дует.
Потому нет ничего удивительного в том, что победу АПС тут же публично поддержала лидер французской ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, еще совсем недавно (накануне выборов во Франции) удостоившаяся аудиенции под видеокамеры у Владимира Путина. Успех австрийских коллег для нее – это «историческое событие», о чем заявила во время съезда правых партий в Праге.
Там она предложила «заменить» Евросоюз на «Союз европейских наций» и выразила надежду, что выборы в Европарламент в 2019 году позволят тем, кто выступает за «Союз европейских наций» стать большинством в представительном органе. Значит, с открытым забралом правые идут, гадать об их планах не приходится.
Соседями Ле Пен на упомянутом форуме стали организатор конференции, чешский политик 45-летний Томио Окамура - недавний заместитель главы Ассоциации чешских турагентств, совладелец нескольких компаний (в том числе турагентства для плюшевых игрушек, автор бестселлеров, блогер, ведущий, колумнист, издатель "Пивного журнала"). Постоянно жестко высказывается об эмигрантах, открыто проявляя исламофобию. Третий год является лидером "Движения Свободы и Прямой Демократии", которое на парламентских выборах этого года получила 22 места из 200. Неплохой задел на будущее, стоит признать.
54-летний Герт Вилдерс − депутат парламента Нидерландов и основатель Партии свободы. Известен жесткими антиисламскими высказываниями, как-то даже назвал Коран "источником терроризма", заявив, что "выгнал бы пророка Мухаммеда из страны, если бы он жил в наше время". На парламентских выборах уходящего года его партия заняла второе место, набрав 13,1% голосов избирателей и получив в результате 20 мест из 150 в Палате представителей Генеральных штатов.
Вместе с Ле Пен и Маттео Сальвини от итальянской "Лиги Севера" Вилдерс в 2015 году создал крайне правую националистическую фракцию Европейского парламента — "Европа наций и свобод", которая сейчас состоит из 35 депутатов, но лиха беда начало.
Общее у этой троицы не только непринятие единства Европы и миграционной политики, но и, разумеется, реакция на агрессию России против Украины. Как один они утверждают, что войну в нашей стране развязал Запад, Так, например, по мнению Вилдерса, «ЕС несет ответственность за разжигание беспорядков в Украине, предложив Киеву более тесное сотрудничество».
Или, как говорил хозяин Кремля, «нас сначала разъединили, потом – стравили».
Потому пожелание Путину победы на президентских выборах в РФ, прозвучавшее там же из уст Ле Пен, выглядело уже просто ритуальным поклоном перед признанным в ее кругу лидером и признанием, что все надежды свои будущий «союз» будет связывать с ним, и будет всячески помогать ему, и руководствоваться его пожеланиями.
Не менее тревожные процессы происходят в Венгрии и Польше: Орбан и Качинский подверглись критике Брюсселя за ряд антидемократических шагов (реформа правосудия, вопросы миграции, образования и т.п.). Но оба занимают прочные позиции во внутренней политике, грамотно используя национал-патриотическую риторику. И судя по всему, из-за этого они уверенно себя чувствуют накануне будущих выборов.
Что же касается самого Владимира Путина, то его цель давно уже является секретом полишинеля – развал Евросоюза посредством европейских националистов, радикалов и неонацистов - социально близких, как говорили в годы его молодости.
Слабая Европа - заветная мечта Кремля, сулящая как отмену антироссийских санкций и другой профит по экономическим вопросам, так и отсутствие будущих нравоучений (по поводу прав человека, свободы выбора и тп). Путин и его окружение свой выбор сделали – они строят «осажденную крепость», параллельно ослабляя соседей.
США поняли тактику Путина и уже предприняли ряд сильных шагов, воплощение которых мы увидим уже в начале 2017 года. Вопрос о том, будет ли готова (и способна) Европа принять эстафету и противодействовать вызовам Кремля - остается пока открытым. Пока она не справится с внутренней турбулентностью.