ГоловнаСвіт

Саміт Східного Партнерства. Вийти з "передпокою" ЄС

Пятый саммит «Восточного партнерства» состоялся 24 ноября в Брюсселе. Главы государств и правительств 28 стран-членов ЕС и шести стран-партнеров должны были оценить результаты, достигнутые с момента проведения последнего саммита в Риге 2015 года, рассмотреть выгоды, которые получили граждане шести стран-участниц «Восточного партнерства» - Азербайджана, Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы и Украины, а также обсудить будущее сотрудничества.

Фото: EPA/UPG

Перед саммитом Киев и ЕС обменялись информационными уколами. Глава представительства Европейского союза в Украине Хьюг Мингарелли выступил на ежегодной встрече членов Ассоциации Европейского Бизнеса (EBA) в Украине, где традиционно напомнил Киеву о необходимости более эффективной борьбы с коррупцией (а точнее, о создании специализированного Антикоррупционного суда).

А затем в интервью "Европейской правде" он же сообщил, что Украина потеряет возможность получить транш макрофинансовой помощи от Евросоюза в €600 млн, если в ближайшее время не выполнит ряд требований.

В свою очередь в МИД Украины уже понимая, что итоговая декларация саммита «Восточного партнерства» не будет содержать закрепление перспективы членства в ЕС, сделали заявление на упреждение: «не стоит ожидать изменения настроений отстраненных бюрократов, которые формируют позицию ЕС относительно Украины», написала замминистра иностранных дел Елена Зеркаль.

В таких условиях даже возникла интрига: если в Брюсселе не ждет пиарпобеда и даже придется выслушивать критику, то стоит ли президенту Украины туда ехать? Неудивительно, что в СМИ появился «вброс» о намерении Петра Порошенка якобы отменить визит в Брюссель. Но президент Украины не сделал такой ошибки: ведь это бы открывало путь в изгои, ставя его в один ряд с главою Беларуси Александром Лукашенко, который отказался приезжать в Брюссель впервые за много лет несмотря на приглашение. А во-вторых, Порошенко с пользой провел эти два дня в Брюсселе, встретившись там с лидерами 15 европейских стран – что особенно важно в условиях возникшего давления со стороны ближайших соседей.

Внутренняя слабость

Главный итога саммита Восточного Партнерства – ЕС подтвердил продолжающийся кризис и слабость европейских институций.

Свидетельство тому может служить два главных фактора: неспособность определить ни внешнюю стратегию (отношения с Россией), ни внутренние направления развития (стратегию развития самого ЕС).

Так, принятое перед саммитом заявление «Европейской Народной Партии» (ЕНП), где четко указано место и роль России, оказалось намного адекватнее итоговой декларации ВП - там не удалось добиться признания РФ страной-агрессором. Таким образом, Европа на деле подтвердила, что не готова быть более жесткой, более объединенной и более решительной перед российской агрессией. А Россия остается общим вызовом ЕС и трех стран Восточного партнерства, у которых есть Соглашение об ассоциации.

Фото: @EPP

Что касается стратегии развития ЕС, то инициированное Польшей и Швецией «Восточное Партнерство» не было изначально и не стало со временем полноценной организацией. А остается всего лишь клубом стран, которые ожидают перед дверью ЕС своей очереди интеграции в Европейский союз.

Украина настойчиво хочет выйти за рамки ВП, из этого «предбанника ЕС». И для этого стремится закрепить стратегическую цель движения. «Цель заслуживает каждый - особенно те, кто платит за это соответствующую цену. И никто не платит большую цену, чем Украина", - заявляет Петр Порошенко. 

А цена действительно серьезная: украинцы единственные, кто погибал с флагами Евросоюза и продолжает ежедневно защищать восточные рубежи Европы от желающих дойти не только до Киева-Одессы, а и до Берлина и Лондона.

Но сейчас Евросоюз слаб и разобщен, евробюрократы пытаются зафиксировать Украину на том же месте, где она находится. Апеллируя при этом на необходимости выполнять то, что уже достигнуто: соглашение об ассоциации, безвизовый режим и прочее. Максимальный бонус от ЕС для Украины - формат «Восточное Партнерство +»: более тесное сотрудничество со странами, которые достигли ассоциации и ЗСТ с ЕС (Украина, Грузия, Молдова).

Дорогу осилит идущий

После саммита Порошенко признал, что Киеву не удалось реализовать всего, чего хотелось. 

Но это совсем не означает, что следует соглашаться с бюрократическим подходом европейских институтов. Тем более, что Киев доказал, что является серьезным игроком, с которым считаются западные лидеры.

«Нет безопасной Европы без мирной, демократичной и растущей Украины. Но и нет простой дороги, хотя надо стремиться идти этой дорогой», - сказал посол Польши в Украине Ян Пекло в ходе публичной дискуссии в Киеве «Итоги саммита Восточного партнерства: какие выводы для Украины?».

Фото: Сергей Нужненко

Вспоминая польский путь в ЕС он подчеркивает, что тогда Варшаве было проще, поскольку времена были другими: все было спокойно, ЕС переполнял оптимизм, экономические условия постоянно улучшались.

А сейчас ситуация поменялась: произошла аннексия Крыма, идет война на Донбассе и Россия продолжает агрессивную риторику. Начался кризис европейской идентичности: финансовый кризис в Греции, Брекзит, рост популистических сил в ведущих странах.

«Когда мы говорим об Украине, то должны признать, что это не самые лучшие времена для ее присоединения к ЕС. Но я рад видеть рвение украинцев», говорит польский дипломат.

Украинские власти рассчитывают, что "Восточное партнерство" не станет тормозом на пути к членству Украины в Евросоюз. Хотя многим в Европе, по словам той же Зеркаль, и«не нравится мысль, что украинцы буквально воюют за европейские ценности».

И поэтому вместо полноценного членства Киеву приходится пока довольствоваться «ВП+» - делая ставку на поэтапную евроинтеграцию: создание энергетического союза, единого цифрового рынка, таможенного союза и ассоциацию с Шенгенской зоной. Тем самым, доказывая свои серьезные намерения в будущем интегрироваться с ЕС.

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram