ГоловнаСвіт

Обама не услышал, что союзники изменились

Разоблачения Сноудена стали такими громкими вовсе не потому, что открыли людям правду о работе американских спецслужб. А потому, что сдерживать Вашингтон массово желают уже и в тех странах, которые традиционно считались союзниками Соединённых Штатов.

Владимир Путин, соглашаясь принять на своей территории Эдварда Сноудена, публично выдвинул ему одно условие: Сноуден должен прекратить всякую деятельность, которая наносит ущерб партнёрам России. Это был прозрачный намёк: от Сноудена требовалось, чтобы он остановил свои разоблачения и оставил в покое американскую разведку.

Сноуден убежище в России получил. А вот его разоблачения – продолжились. Что, однако, не создало Сноудену никаких проблем на его новой родине.

И это, на первый взгляд, странно. Вроде бы нарушил условие Путина?

Ведь уже после того, как Сноуден был принят в России, информация, полученная от него, серьёзно подпортила отношения Соединённых Штатов с Францией, Британией, Германией, Испанией, да и в целом с Евросоюзом.

Президент Барак Обама даже вынужден был оправдываться – мол, ему не сообщили о том, кого прослушивает Агентство национальной безопасности. А прослушивало АНБ даже Ангелу Меркель, не говоря уже о миллионах других европейцев.

В общем, вышло крайне унизительно для Обамы: то ли разведчики не доверяют своему президенту, то ли президент настолько некомпетентен в вопросах безопасности, что не контролирует вмешательство разведки даже в отношения с главами других государств.

А вот в другой части света, в Сенате Бразилии, до сих пор действует комиссия по расследованию фактов шпионажа со стороны США. Хотя данные о том, что американцы прослушивали президента Бразилии появились ещё летом, и скандал за минувшее время утих.

Казалось бы – ну что опасного в деятельности какой-то там бразильской сенатской комиссии? Но это – Южная Америка, в которой очень распространены левацкие настроения. А значит, десятки миллионов людей, ненавидящих вашингтонскую манеру ведения международных дел, только и рады следить за «шпионским сериалом», который показывает обывателям бразильский Сенат, и подпитывать новыми фактами свою ненависть к Соединённым Штатам.

Кстати, в начале октября эта комиссия обратилась к России с просьбой провести видеоконференцию со Сноуденом. И наверняка будет настаивать на том, чтобы просьба была удовлетворена, ведь только Сноуден может прояснить бразильцам все детали американской активности на территории Бразилии и против бразильских официальных лиц в других странах.

Что же ответит бразильцам Россия? Промолчит – и тем настроит против себя многочисленных южноамериканских леваков? Или всё-таки им подыграет?

Да и вообще – за каждой новой информацией, опубликованной на Западе со ссылкой на Сноудена, теперь неизменно будет просматриваться российское государство. Просто потому, что приютило на своей территории этого человека и обязалось его защищать.

И как же этот факт согласовывается с тем самым единственным условием, которое Путин публично выдвинул Сноудену?

Звучит парадоксально, но согласовывается это всё неплохо. Просто нужно присмотреться к тому, кто и как реагирует на новые данные об американских программах слежки, которые публикуются со ссылкой на Сноудена.

Ведь не во всех странах и не все официальные лица реагируют одинаково – где-то возмущаются, даже грозят пересмотреть отношения, как в Германии, а где-то предпочитают помалкивать, как в Британии.

Если проанализировать все эти «неодинаковости» в реакциях, то можно сделать вывод о том, что возмущаются тем больше, чем больше устали от Америки ещё при президенте Джордже Буше-младшем, и тем больше, чем больше ощущают давление «слева» на свои политические позиции.

Фактически, ущерб «партнёрам России» – читай: Соединённым Штатам – наносит уже не Сноуден, а само левачество. Интернационал чувствующих отвращение к Вашингтону. И примкнувшие к этому интернационалу те, кому такое отвращение – сегодня политически выгодно.

Вот Германия – страна, в которой, без сомнения, большинство считает, что Соединённые Штаты перешли опасную черту в международных отношениях ещё тогда, когда вторглись в Ирак, и страна, в которой Ангела Меркель постепенно совершает «левый поворот», перехватывая лозунги и политику социал-демократов. В таких левацких обстоятельствах германское правительство просто не может не давить на Соединённые Штаты, используя любые неприглядные факты об американской политике безопасности, раз уж они стали известны.

Да, в некоторых случаях она (программа слежки) зашла слишком далеко. Но шпионаж был необходим, а "невинные люди" в результате этого процесса не пострадали

— Джон Керри, Госсекретарь США

Похожая история – с Бразилией, крупнейшей страной Южной Америки. Разведка США прослушивала там не кого-нибудь, а саму Дилму Русеф. Это сейчас она респектабельный политик, президент. А в 1960-х годах она была подпольщицей, естественно – красной. Городская герилья против военной диктатуры – даже в тюрьме оказалась. Потом, говорят, одумалась. Но кто знает?

В любом случае, она не смирилась с тем, что вашингтонские парни подслушивали её, ещё президента братской Мексики и, вероятно, заодно отслеживали общение миллионов жителей Центральной и Южной Америки. В итоге, даже визит в Соединённые Штаты президент Бразилии показательно отменила.

А ещё Франция с социалистами во главе вряд ли просто так забудет, что американская разведка чувствовала себя в этой стране, как дома. Плюс Испания. Италия. Часть британцев. Да и...

А что мир ещё не узнал о деятельности АНБ? Какая информация, переданная Сноуденом журналистам, ещё только будет опубликована? И о каких странах?

Вашингтон, реагируя на обвинения, призывает мир якобы к здравому смыслу. Действующие и бывшие американские чиновники – например, Мадлен Олбрайт – говорят, мол, все разведки прослушивают всех, кого способны прослушать. И даже союзников. И это, мол, нормально.

Нормально – несмотря на то, что речь идёт о главах государств, членах правительств, сотрудниках ООН, о миллиардах зафиксированных телефонных разговоров, имэйлов обычных людей. То есть – об очевидно чрезмерном масштабе слежки.

Проблема в том, что американцы, подслушивая всех, так и не услышали, что, по крайней мере, их союзники сильно переменились за первое десятилетие этого века. И то, что в 20-м веке было нормальным в поведении американцев, то, что европейцы и жители других континентов тогда могли проигнорировать, – теперь игнорировать уже не будут.

Потому что наши дни – это время нового «нормально», нового здравого смысла. Когда большинство – по крайней мере, европейцев – считает, что ни одно государство не должно быть таким сильным, какое может взять под колпак любого человека в любой точке на планете или даже целые общества. И тем более – Соединённые Штаты. Верить которым очень многим очень сложно после президентства Буша-младшего.

И, конечно, забавно, что за всем этим маячит фигура Российской Федерации. Укрывшей на своей территории Сноудена.

Но надо понимать, что забавно это – только для нас. Для тех, кто живёт в непосредственной близости от России. А для многих немцев или бразильцев – это не забавно, а так, как и должно было быть. Ведь кому же ещё, как они думают, сдерживать Вашингтон?

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram