Диаспора
Не секрет, что в первые месяцы войны именно волонтерское движение сыграло ключевую и даже решающую роль в противостоянии агрессору. Похожая ситуация складывалась не только внутри Украины, но и за рубежом. Эмигрантские организации, церкви и отдельные люди помогали своей исторической родине деньгами, лекарствами, продуктами, одеждой, техникой и экипировкой.
К примеру, еще во время Майдана в столице штата Калифорния Сакраменто была создана организация «Ukraine Relief», к которой присоединилось множество людей из украинской диаспоры. Работа этого проекта была направлена в первую очередь на переправку гуманитарной помощи в Украину. Волонтеры организации лично доставляли продукты в прифронтовые районы: Крякивка, Трехизбенка, Авдеевка и другие. Иногда им приходилось работать под непрекращающимися обстрелами. Помимо продуктов, волонтеры отправляли в Украину и медицинскую технику: диагностическое оборудование, операционные столы, инвалидные коляски, новые кровати, маски и перевязочные материалы, кровоостанавливающие препараты.
Таким же образом осенью 2014 года общественная организация «Friends of Ukraine» в штате Вашингтон приобрела специализированный автомобиль скорой помощи – Rescue vehicle по просьбе Добровольческого украинского корпуса – оборонной структуры, которая оказывает помощь раненым украинским бойцам в зоне АТО. При этом еще одна группа волонтеров из Сиэтла регулярно обеспечивала украинский спецназ специальной обувью по заказу бойцов. Другая волонтерская организация делала акцент на закупке кровоостанавливающих препаратов и т.д. Подобные же организации и группы активистов действуют практически в каждом штате США.
Нельзя сбрасывать со счетов и подвиги отдельных людей, не входящих в какие-либо организации. Так, житель штата Огайо, Андрей Захарченко лично доставлял продукты питания и перевязочные материалы прямо в зону боевых действий. В этой связи показателен пример Александра Зубарева – эмигранта, уже довольно давно получившего американское гражданство. После начала войны он переехал жить в Одесскую область и очень серьезно помогал американским волонтерам с доставкой продуктов в прифронтовую зону.
Украинская дипломатия и американские компании
Конечно, дипломатический корпус Украины по своему объему и уровню финансирования уступает российскому, но даже в столь ограниченных условиях украинским дипломатам и аккредитованным при дипломатических представительствах журналистам удается добиваться существенной поддержки своей страны в Соединенных Штатах.
«К примеру, прошлой весной я встретился с постоянным представителем Китая в ООН господином Лю Цзеи во время детского шахматного турнира. Мы полчаса говорили о войне и Крыме. Ровно через неделю в позиции Китая в Совбезе прозвучало словосочетание «незаконная аннексия Крыма». Конечно, это не я его убедил, это в большей мере заслуга посла Юрия Сергеева. Но факт остается фактом – Китай изменил свою полностью нейтральную позицию, заявил о поддержке территориальной целостности Украины и проговорил факт незаконной аннексией Крыма», – поведал нам Андрей Васильев – единственный украинский журналист, имеющий постоянную аккредитацию при ООН.
Почетный консул Украины в штатах Вашингтон и Орегон Валерий Голобородько оплаты за свой труд не получает, что не мешает ему весьма эффективно представлять интересы Украины в Соединенных Штатах.
«Изначально моей задачей было объединить украинскую диаспору штатов Вашингтон и Орегон вокруг каких-то совместных проектов и добрых дел. Первым большим проектом, в котором участвовали люди самых разных социальных слоев, была отправка гуманитарного груза – контейнера с медицинским оборудованием стоимостью $800 тысяч в военный госпиталь Киева. Туда входит новейшая диагностическая медицинская техника, хирургическое оборудование и так далее», – сообщил Валерий.
По словам украинского консула, оборудование закупалось при посредничестве компании «Project Cure», которая смогла предоставить его со значительной скидкой. В результате украинской диаспоре удалось приобрести второй контейнер, который совсем недавно доставили в военный госпиталь Днепра, особенно нуждавшийся в качественной медицинской технике. Недавно « Project Cure» и вовсе предоставил украинскому консульству контейнер на сумму $500 тысяч абсолютно бесплатно.
«Еще одно важное направление, обеспечивающее экономическую безопасность Украины – это диверсификация поставок энергоносителей. Сейчас я веду переговоры о налаживании экспорта газа из Америки в Украину. Также я стараюсь договориться и с канадскими компаниями. Конечно, здесь нет возможности использовать трубу, как при поставках из России. Мы можем переправлять газ в Украину только танкерами. Сейчас таким образом можно поставлять LPG-газ (сжиженный природный газ): пропан и бутан. К сожалению, у нас пока нет возможности поставлять натуральный газ, вроде того, что подавался из "Газпрома"», – отмечает Голобородько.
Армия
На самом деле помощь Украине со стороны американской армии, вопреки расхожему мнению, не прекращалась со дня провозглашения независимости государства. В частности, история сотрудничества Национальной гвардии штата Калифорния (California Army National Guard) с украинскими военными насчитывает уже 23 года, однако после свержения режима Януковича его объемы существенно возросли.
На данный момент Нацгвардия Калифорнии регулярно направляет в Украину небольшие команды по 20 человек для обмена идеями, опытом и военной техникой. В число проводимых американцами тренировок входят не только специфические военные, но и, к примеру, отработка эвакуаций в случаях непредвиденных обстоятельств, оказание первичной медицинской помощи, работа со сложным медицинским оборудованием в госпиталях и т.д.
В частности, американские военные занимаются тренировкой украинской пехоты в стиле, принятом в странах НАТО. Еще одно направление НАТОвских тренировок – обучение украинской армии эффективно комбинировать использование артиллерии, новейших систем коммуникации и ПВО. Помимо обучения, американская армия поставляет в Украину новейшую медицинскую технику, нелетальное вооружение, экипировку, новейшие системы радаров и, конечно же, профессиональные советы, к которым прислушивается и руководство министерства обороны Украины.
При этом данные советы затрагивают не только стратегию и тактику боев, но и организацию систем разведки, логистики и коммуникации. К примеру, по словам военнослужащих калифорнийской Нацгвардии, на момент начала войны украинские системы коммуникации были настолько слабы, что россияне могли с легкостью их прослушивать. Улучшение технической части систем связи было одной главных задач иностранных советников, на сегодня уже успешно реализованной.
По сведениям, опубликованным в украинской прессе, 350 американских военных инструкторов проводят обучение пяти батальонов Вооруженных сил Украины и одного батальона Сил специальных операций, а также помогают в разработке долгосрочного плана подготовки кадров.
Правительство
Оно идет последним в списке, но по значимости оказываемой помощи должно занять, пожалуй, первое место. Однако не многие знают, что многие самые важные решения американский Конгресс принял по просьбам своих избирателей из украинской диаспоры, а вовсе не по прихоти «коварного Госдепа», как об этом принято говорить в российской пропаганде.
В самом начале русско-украинской войны Ассоциация украинцев штата Вашингтон сформировала рабочую группу, основной функцией которой является продвижение интересов Украины среди американских политиков. Один из членов этой группы, Катерина Седова сообщила в интервью нашему сайту, что непосредственным взаимодействием с конгрессменами или их помощниками занималась адвокатская группа, созданная при Ассоциации. Основной пик ее деятельности попал как раз на тот период, когда в Конгрессе проходило рассмотрение «Ukraine freedom support act» («Акта о поддержке свободы Украины») 2014 года. Во многом благодаря грамотной работе украинцев с членами парламента этот акт был в итоге принят.
«На данный момент все военные учения, тренировки и обучение украинских военных финансируется США в рамках этого акта. Благодаря «Акту поддержки украинской свободы» в Украину поставляют «Хаммеры», военную технику, нелетальное вооружение, медицинское и иное оборудование. Часть средств поступает на реформу энергетического сектора, часть – на лидерские программы, программы обучения и обмена. Сейчас очень много внимания уделяется подготовке кадров, которые могут прийти на смену некоторым сегодняшним политикам.
При этом проблемы Украины заключаются не только в коррупции, но и в том, что нынешний украинский парламент еще очень неопытен в части проведения реформ, и им тоже нужна помощь квалифицированных специалистов. Активно идет поддержка новых медицинских программ в Украине и обмена в рамках развития медицины – учитывая, что качественная врачебная помощь сейчас крайне необходима как украинским военным, так и беженцам, и пенсионерам», – поясняет Катерина.
По словам Катерины, когда, в начале 2015 года, после нового наступления со стороны России, серьезно упал курс гривны, США выделили в марте $1 млрд помощи. Эти транши были направлены на поддержку украинской экономики, и их не нужно было возвращать.
В 2016 году объемы американской помощи тоже были весьма велики. Так,по некоторым данным, в рамках двусторонней помощи США в 2016 фискальном году предоставят Украине $335 млн. Кроме этого, Украина получила средства от продажи еврооблигаций на $1 млрд под государственные гарантии США. Америка продолжает поставлять Украине оборонительное вооружение, а этим летом Американский конгресс принял решение увеличить сумму финансовой помощи Украине на 2017 год до $663,465 млн.
При этом не стоит забывать про многочисленные американские мозговые центры («think tanks») и отдельных экспертов, которые подают свои рекомендации правительству, Конгрессу и Пентагону, и во многом содействуют правильному пониманию политиками ситуации в Украине.
Таким образом, даже по этим неполным сведениям можно заметить, что в поддержке Украины участвуют представители самых разных сфер американского общества: частные и государственные организации, гражданские и военные, бизнесмены и дипломаты, политики и самые обычные люди. И эту помощь ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов.