“Племя” и “Майдан” на Каннском кинофестивале
Среда, 22 мая, на набережной Круазетт в Каннах стала украинским днем, что вполне отвечало сформировавшемуся запросу на украинскую культуру в мире (ну не кабминовскими же перипетиями людям интересоваться, в самом деле). В этот день организаторы Каннского кинофестиваля решили поставить одновременно две украинские премьеры – фильмы “Племя” Мирослава Слабошпицкого и “Майдан” Сергея Лозницы. После премьеры в Каннах внеконкурсный “Майдан” сразу же вышел в ограниченный прокат во Франции, а “Племя”, взявшее три награды в конкурсе “Неделя критики”, раскупили для проката по всему миру.
Фильм Лозницы, ставший первой полнометражной картиной о событиях Революции достоинства, вызвал серьезную дискуссию в обществе. Отстраненный взгляд режиссера “Майдана” и его сосредоточенность на народе, сотворившем эту революцию, подвергали нещадной критике непосредственные участники зимних событий в центре Киева. Тем не менее, оглядываясь назад, кажется, что наглядная демонстрация того, что Майдан сделал именно народ, а не отдельные мифологизированные личности, была и остается для нас очень важной.
“Племя”, дебютный полнометражный фильм Мирослава Слабошпицкого, продолжает триумфально шагать по планете, собирая призы международных кинофестивалей. Кроме приза в Каннах, на счету у “Племени” – еще одна важная и знаковая для украинского кино награда: приз за лучший дебют Европейской киноакадемии. К счастью, на выдвижение в номинации этой киноакадемии не влияют никакие украинские комитеты, что позволило “Племени” стать ее номинантом, а затем и лауреатом.
“Поводырь” и зрительская любовь
Долгострой Олеся Санина, премьера которого прошла на Одесском кинофестивале (сразу в двух конкурсах – международном и украинском), стал, как и положено мэйнстриму, полной противоположностью артхаусному “Племени”.
Претензия на народный блокбастер даже стала основанием для выдвижения картины на “Оскар” в категории “Лучший иностранный фильм” от Украины. Вопреки чаяниям фанатов “Поводыря” и в подтверждение слов кинокритиков, прогнозировавших, что фильм не будет интересен международной аудитории, а заинтересует только часть украинской патриотической публики, Американская киноакадемия фильм не включила даже в шорт-лист. Так, черствые киноакадемики уже в который раз не оценили фильм, который нравится украинским зрителям и членам Оскаровского комитета.
За шесть недель проката “Поводырь” собрал 13,9 млн гривен, заняв 29-ю строчку в списке самых кассовых фильмов этого года в Украине. До прогнозируемых дистрибьютором 20 млн дотянуть пока не удалось, равно как и до рекорда фильма “Сафо”, который вышел в 2008 году и собрал 1,1 млн долларов.
Кроме кинопроката “Поводыря”, как известно, планируется телепрокат, поэтому, поклонники творчества Олеся Санина, замирайте в ожидании и все такое.
Пожар в кинотеатре “Жовтень”
В октябре этого года в разгар кинофестиваля “Молодость” неизвестные сожгли кинотеатр “Жовтень”. Подозреваемых нашли очень быстро, и те сразу сознались: якобы причиной их преступления была гомофобия.
То, что гомофобия играет не последнюю роль в поджоге “Жовтня”, сомневаться не приходится: пожар случился как раз во время показа фильма из ЛГБТ-программы “Молодости”. Гомофобские настроения в обществе стали удобным фоном для поджога кинотеатра, давно борющегося с рейдерами за свое выживание. Но было ли это единственной причиной для поджога кинотеатра – большой вопрос, требующий тщательного расследования.
Восстановление “Жовтня” еще не началось: многие вопросы остаются нерешенными – предоставление статуса памятника, например, вопросы финансирования, необходимости консервации (из-за погодных условий здание все сильнее разрушается) и так далее.
“Жовтень” был одной из ключевых площадок для авторского кино в Киеве, его потеря ощутима как для зрителей, которые привыкли регулярно смотреть кино (и при этом еще выбирать, с оригинальной дорожкой или в озвучке – была в кинотеатре такая опция), так и для дистрибьюторов. Хочется надеяться, что ситуация с “Жовтнем”, во-первых, консолидирует киевскую общественность и научит ее эффективно работать с властью, а во-вторых, обратит внимание на другие коммунальные кинотеатры Киева.
Новая метла в Госкино
28 февраля стало известно об уходе с поста главы Госкино Екатерины Копыловой. Вопреки сложившемуся в обществе мнению, ее не уволили: Копылова ушла “по соглашению сторон”. Без руководителя главное кинематографическое ведомство страны пробыло чуть больше пяти месяцев – Филипп Ильенко стал главой Госкино только 7 августа.
Деятельность Ильенко в этом году запомнится запретом нескольких десятков российских фильмов и сериалов и проведением седьмого конкурса кинопроектов, по результатам которого Госкино составит программу финансирования украинского кино на 2015-2016 годы. Другое дело, что в проекте бюджета в статье Госкино на все про все выделили 75,5 млн гривен, тогда как на завершение старых фильмов и запуск новых требуется в четыре раза больше – 300 млн. Сможет ли Филипп Ильенко пролоббировать во власти интересы украинского кино (и, что немаловажно, его разнообразие), и в чем будет состоять Стратегия развития украинского кинематографа, которую разрабатывает Госкино, – вопросы, на которые мы будем искать ответ уже в следующем году.
Пока что даже сказать, кто получит в следующем году деньги на свои фильмы, нельзя: Госкино обнародовало результаты питчингов, но без точных цифр бюджета на следующий год счастливых обладателей государственного финансирования объявлять пока не будут. Парламентский комитет по вопросам культуры и духовности обратился с просьбой увеличить бюджет на украинское кино до 300 млн, но была ли услышана и – тем более – выполнена эта просьба, пока неизвестно.
Среди очевидных претендентов на пирог – новый фильм Мирослава Слабошпицкого “Люксембург”, документальный фильм о Юрии Ильенко, фильм “Ее сердце” Ахтема Сеитаблаева и документальный фильм “Бранці” Владимира Тихого. Новый фильм Сергея Лозницы “Бабий Яр” занял третье место в своей категории (“Игровые авторские фильмы”) и его поддержка государством – под большим вопросом.
Среди лучших фильмов этого года оказались как полнометражные картины, так и сериалы, которые можно воспринимать как восьми- или десятичасовые фильмы, разбитые на части. В прошлом году топ был о красоте и возвышенных поисках места для себя в этом бренном мире – как, собственно, и год. На смену оптимистическому 2013-му пришел мрачный 2014-й, в котором сумерки соседствуют с хаосом, а насилие стало неотъемлемой частью повседневности. Через эту призму мы и смотрели кино.
Топ-10 лучших фильмов этого года
1. “Голгофа” Джона Майкла МакДонаха
Брат ирландского драматурга и режиссера Мартина МакДонаха неожиданно переплюнул его на кинематографической ниве и выдал шикарный фильм с Бренданом Глисоном в главной роли. “Голгофа” маскируется под детектив (до финальной сцены не представляется никакой возможности узнать, кто же угрожал убить отца Джеймса в начале фильма), но на поверку оказывается очень искренним высказыванием о современной Ирландии, переживающей кризис веры.
Обобщая до уровня общечеловеческого, “Голгофа” – фильм о том, как в своих переживаниях и попытках закрыться от внешних раздражителей при помощи цинизма и черного юмора, мы оказываемся неспособны отличить добро от зла. Кажется, что в нынешних травматических и трагических обстоятельствах такой повод для самоанализа не может не пригодиться. МакДонах, можно сказать, снял "Антиголгофу" о тщетности жертв и ослабевании человеческого духа.
2. “Фарго”, сериал FX
Спорить не буду: когда стало известно о том, что на базе одноименного фильма братьев Коэнов будут снимать сериал, поклонники фильма и творчества братьев недовольно заворчали. Но уже после первой серии стало понятно, что теле-”Фарго” мало чем уступает фильму.
Несмотря на то, что с сюжетом фильма 1995 года сериал связан лишь парой деталей, схема, по которой разворачиваются события, такая же: идиот и лузер запускает механизм жестокости и сам становится не то жертвой, не то главным виновником. С той лишь разницей, что пружина насилия, неотвратимости наказания (порой даже с намеком на его божественное происхождение) и абсурда медленно разжимается на протяжении целых 10 серий. Мартин Фримен (доктор Ватсон из “Шерлока”), как ни странно, смотрится на фоне всего этого ада очень органично, а Билли Боб Торнтон, играющий наемного убийцу, и подавно. Оба они заслуживают тонны наград за свои роли, но жюри “Эмми” в этом году распорядилось иначе. Посмотрим, что скажут на “Золотых глобусах”.
3. “Племя” Мирослава Слабошпицкого
Безотносительно развязки скандала вокруг украинского номинанта на “Оскар”, “Племя” было и остается главным событием в украинском кино этого года. Слабошпицкому удалось не только осуществить некий прорыв в отечественном кинематографе, но и открыть новую лакуну в мировом киноязыке. Почему-то до него никто не додумался снять фильм на языке жестов и построить всю историю на отсутствии слуха у практически всех своих героев.
Мне повезло смотреть фильм вместе со зрителями на каннской “Неделе критики”, где собирается рафинированная публика, желающая узреть новые горизонты в кино. Эти люди видели все. Эти люди знают, что крик “Рауль!” в зале Дебюсси перед началом каждого показа - это не пустой звук (а дань чести известному режиссеру Раулю Руису, который умел провоцировать и делал это в Каннах неоднократно). И эти люди вздрагивали и охали на тех сценах, на которых Слабошпицкий хотел, чтобы они вздрагивали и охали. Эти люди потом включили “Племя” в список лучших фильмов года и дали ему более трех десятков наград.
К сюжету “Племени” остается много вопросов, равно как не отпадает и самый главный вопрос: а что было бы, если бы все герои обладали слухом и разговаривали бы не на языке жестов? Тогда это был бы другой фильм, но его режиссером не был бы Мирослав – это очевидно. Сейчас Слабошпицкий работает над сценарием следующей полнометражной картины, действие которой происходит в Чернобыле. Надеемся, что и ее нам удастся посмотреть под оханье каннской публики.
4. “Левиафан” Андрея Звягинцева
Обладатель приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, номинант на “Золотой глобус” и фигурант “оскаровского” шорт-листа номинации “Лучший иностранный фильм” и просто отличный и актуальный фильм о современной России. Коррумпированный и обалдевший, мягко говоря, от вседозволенности чиновник отжимает землю у мужчины, дом которого – так уж вышло – стоит на очень хорошем месте.
Не лишенный юмора, “Левиафан” разворачивается в по-библейски устрашающее полотно об отношениях власти и церкви и о месте человека в этих вселенского масштабах разборках. Дата проката в России уже назначена, а вот привезут ли его в Украину – большой вопрос.
5. “Больница Никербокер”, сериал Cinemax
Когда режиссеры объявляют об уходе из мира кино, расстраиваться рано: скорее всего, это означает, что они переходят на телевидение. Так случилось со Стивеном Содербергом, плавно перешедшем из мира большого кино на ТВ. Его предыдущая работа – “За канделябрами” – вернула к жизни Майкла Дугласа, а “Больница Никербокер” перезагрузила карьеру Клайва Оуэна.
В “Никербокере” Содерберг смешивает костюмированную драму (действие происходит в 1900 году) с леденящими сердце подробностями об ужасах тогдашней медицины и традиционные сериалы про больницу (первое, что приходит в голову – это “Доктор Хаус”, и над ним, Содерберг, кажется, издевается с особым рвением). Все это – с музыкой Клиффа Мартинеса, которая звучит примерно так:
Если вскоре таким же образом на ТВ перейдет Дэвид Финчер, например, то мир станет только лучше.
6. “Сумерки” Валентина Васяновича
Документальный фильм украинского режиссера и оператора (который стоял за камерой “Племени”, между прочим) о сумерках двоих пожилых людей – матери и сына. Оба живут в глухой украинской деревне. Матери 82 года, ее сын болен и почти ослеп. Они цепляются за жизнь друг друга, но Васяновичу хватает режиссерского чутья и какой-то любви к этим людям (оба героя приходятся режиссеру родственниками) не портить все пафосом, а снять их историю на полутонах.
Эти полутона, отсутствующие в игровом кино Васяновича, и делают “Сумерки” одним из лучших украинских фильмов года. Если бы в Украине существовала практика показа отечественных фильмов в парламенте, “Сумерки” бы следовало показать в первую очередь.
7. “Мистер Тернер” Майка Ли
Еще один призер Каннского кинофестиваля, фильм британского режиссера Майка Ли о выдающемся британском же живописце Уильяме Тернере. Роль Тернера блестяще исполнил Тимоти Сполл, за что и получил каннскую “ветку”.
“Мистер Тернер” не является традиционным байопиком, он, скорее, использует фигуру своего героя – довольно, надо сказать, яркую, - для высказывания на более общие темы. Среди прочего, “Тернер” является выдающимся фильмом о творчестве и природе гения. Глядя на хрюкающего, порой циничного и производящего довольно неприятное – на первый взгляд – впечатление Тернера, сложно себе представить, какими фибрами души он пишет свои гениальные картины. Присмотревшись получше, видишь, что Тернер – человек незаурядный, но даже этой незаурядности не хватило бы, чтобы создавать полотна, какие создавал он. О том, как из хаоса рождается красота, Майк Ли, кажется, и снял свой фильм.
8. “Настоящий детектив”, сериал HBO
Если отбросить странную финальную серию, “Настоящий детектив” стал реальным событием в мире кино. Он закрепил за Мэтью МакКонахи статус культового актера, а также напомнил, что Вуди Харрельсон, которого мы привыкли видеть в ролях трогательных и не очень психопатов, – отличный актер.
Кэри Фукунаге и Нику Пиццолатто удалось не только снять семь выдающихся серий, но и создать вокруг своего детища целую вселенную. Она состоит преимущественно из популярной философии Раста Коула, убедительность которой зиждется, в основном, на его личной харизме, и литературных первоисточников, которые фанаты сериала принимались шерстить сразу же после каждой серии. Так “Настоящий детектив” стал не просто сериалом, а целым предметом культа. Выдержит ли такой груз ответственности Фукунага и его коллеги, работающие над вторым сезоном, сказать сложно. До той степени сложно, что второй сезон смотреть как-то и не хочется.
9. “Грань будущего” Дага Лаймана
Любой подобный список лучших фильмов не должен обходиться без мэйнстрима. Этот год не был богат на индустриальные аттракционы: все основные битвы за зрительский интерес и кошелек будут проходить в 2015-м. Но “Грань будущего” может посостязаться даже с грядущими премьерами.
Кроме того, что это научно-фантастический “День сурка”, о чем уже из каждого утюга успели пошутить, “Грань будущего” – это отличный, нескучный боевой сай-фай, который хочется пересматривать. Там, конечно, нет говорящего енота, но не всем ведь так везет.
10. “Побудь в моей шкуре” Джонатана Глейзера
Кино удивительного магнетического характера, в буквальном смысле проникающее под кожу (Under the Skin – оригинальное название картины). Скарлетт Йоханссон играет инопланетянку, которая прибыла на планету Земля, чтобы охотиться на людей. Зачем они нужны ей и ее сородичам, режиссер не объясняет, но это и ни к чему. Самое главное в фильме – ощущение присутствия, дискомфорта, влажности окружающей среды, непонимания и потерянности – в общем, всего того, что ощущает на себе героиня. При нынешней влажной погоде и состоянии неопределенности кажется, что и после финальных титров фильм не заканчивается.
Как и в фильме Глейзера, в украинском кино тоже царит неопределенность и фрустрация. Пока мы, как в тумане, ждем результатов государственных конкурсов и политической воли на проведение реформ, мир не стоит на месте, а двигается вперед, осваивая новые платформы, формы взаимодействия и перетекая из кино в телеформат и обратно. В 2015 году нам останется только довольствоваться тем, что нам сможет предложить мировой кинематограф, потому что собственных фильмов будет не так-то и много – государство в этом плане дотянулось только до запретов, создавать оно еще не привыкло.