“Грань будущего” Дага Лаймана – один из немногих голливудских блокбастеров, основанных не на комиксах и не на уже снятых фильмах. “Грань” сняли по мотивам романа Хироси Сакурадзаки “Все, что тебе нужно – это убивать”. В первоначальном сценарии в истории о попавшем в петлю времени солдате на войне с инопланетянами была и романтика, и сложные этические компоненты, но в результате внутристудийных перипетий сценарий, как это часто бывает, был несколько упрощен. Впрочем, фильм это не испортило, и “Грань будущего” стала крепким научно-фантастическим боевиком, каких сейчас мало. Правда, кассовые сборы фильма за первый уик-энд дают нам понять, что таких фильмов в будущем станет еще меньше.
При бюджете в $178 млн за первый уик-энд проката в США “Грань будущего” собрала всего-лишь $28 млн. Аналогичный результат прошлогоднего “Элизиума”, также основанного на более-менее оригинальном материале (29 млн в первые выходные при бюджете в 115 млн), привел к провалу фильма Нила Бломкампа, который еще недавно был “главной надеждой сай-фая”. Похожая ситуация – с “Тихоокеанским рубежом” Гильермо дель Торо, который провально стартовал в американском прокате, но в итоге окупился за счет китайского рынка (и это при том, что в Китае фильм назвали про-американской пропагандой).
Успех “Рубежа” в Китае позволяет Дель Торо работать над сценарием сиквела и над остальными своими фильмами, а продюсерам картин вроде “Грани будущего” (у которой тоже все надежды – на Китай и Южную Корею) надеяться на большое студийное финансирование для историй, где нет знакомых зрителям персонажей и вселенных.
Но если вдруг китайцам надоест смотреть голливудские блокбастеры, нас ждет дальнейшая поляризация кинорынка. Останутся бесконечные фильмы про Мстителей и “Сумерки” для подростков. И авторское кино, которое будут показывать в крохотных кинозалах, рассчитанных на полтора человека. Где тут найти место качественной научной фантастике? То-то же. Не злите китайцев.