С фильмом про Грейс Келли, роль которой сыграла Николь Кидман, у критиков разговор был короткий: они морщились еще до начала сеанса и после просмотра фильма мнения своего не поменяли. Многострадальную “Грейс из Монако”, с которой связана череда переносов и скандалы с монтажом, критики размазали так, как будто завтра наступит конец света и размазывать будет некого – от души. Некоторые даже предположили, что “Грейс” станет концом большой и глянцевой карьеры Николь Кидман, но не будем загадывать. Украинцы, к слову, сами смогут проверить эту гипотезу в июне, если компания-прокатчик не передумает выпускать его на наши большие экраны.
Впрочем, “Грейс из Монако” не участвует в основном конкурсе и на “Золотую пальмовую ветвь” не претендует. А вот конкурсные долгострои “Тернер” и “Сен Лоран” о культовых личностях Великобритании и Франции - борются если не за главную “ветку”, то за актерскую так точно. С разным успехом эти картины рассказывают о природе творчества и о том, из какого парадоксального бардака оно произрастает.
“Мистер Тернер” Майка Ли в весьма своеобразной, но такой, что оторваться от экрана невозможно, манере рассказывает об одном из самых главных британских художников во все времена - Уильяме Тернере.
В странном, неопрятном мужчине, постоянно издающем не то кряхтящие, не то хрюкающие звуки, сложно было бы заподозрить гения британской романтической живописи и предтечу французских импрессионистов, если бы не потрясающая игра Тимоти Сполла. “Он издает такие звуки, потому что у него есть так много всего, что он хочет сказать”, - сказал актер в одном из интервью, и это, в отличие от многих других актерских высказываний о своих персонажах, - чистая правда.
Тернер у Майка Ли, несмотря на внешнюю грубость и резкость, светится изнутри. Он плюет на свои картины, потому что знает, что именно так сможет добиться нужной ему консистенции краски на полотне и создать то, чем мир любуется уже 200 лет. Он отказывается от предложенных ему 100 тыс фунтов за все написанные картины, потому что хочет подарить их британской нации. Он груб со своей законной женой и не приходит на похороны дочери, но зато трогательно влюбляется в вдову, у которой снимает комнату, когда приезжает на море.
Эти полюсы личности художника, показанной в фильме, наверняка стали бы еще одним поводом для споров насчет совместимости гения и злодейства, но Тернер представляет собой такую глыбу (и Тимоти Сполл отлично это передает), что любые споры относительно его гения кажутся неуместными. Если для творчества, подобного творчеству Тернера, нужен нечеловеческий рык и упрямый нрав, то пусть так и будет.
Майк Ли и его оператор Дик Поуп создают вокруг своего героя красивый мир, глядя на который понимаешь, что изображал на своих полотнах Тернер. Красота, как всегда, - в глазах смотрящего, и Майк Ли дает нам два с половиной часа на то, чтобы посмотреть на мир глазами Тернера. И это, надо сказать, магический опыт.
Британская критика уже обожает “Мистера Тернера” и, стоит ожидать, что он будет одним из главных претендентов на награды Британской киноакадемии в следующем году. Хочется верить, что и каннское жюри не оставит его без наград.
Если Великобритания представила достойный портрет объекта собственного культа, то у Франции в этом году не заладилось. Показанный вчера на Круазетт “Сен-Лоран” Бертрана Бонелло не снискал расположения критиков, хоть и сорвал бурные овации после вечерней, нарядной премьеры в Дворце фестивалей.
В украинском прокате, кстати, недавно шел еще один фильм про Ива Сен-Лорана - авторства Джалиля Леспера, созданию которого всячески способствовал бренд Yves Saint Laurent. Этому фильму выделили оригинальные платья (при условии, что подбор моделей, прически и макияж будет осуществляться под контролем бренда) и даже разрешили съемки в главном здании компании. Впрочем, фильму Леспера это не сильно помогло: критики обозвали его рекламным роликом для бренда Ива Сен-Лорана, да и особой популярности у зрителей он не снискал.
В отличие от фильма Леспера, “Сен-Лоран”, который показали вчера в Каннах, не любит глава компании Пьер Берж (он до сих пор жив - и во вчерашнем фильме его играет Жереми Ренье - и даже собирается судиться с Бонелло из-за неавторизированного использования эскизов дизайнера в фильме). Но, вместе с этим, у него было больше шансов на то, чтобы стать достойным ответом соседям через Ла-Манш в этом конкурсе: мол, и мы тоже про своих героев снимать умеем. Режиссер Бертран Бонелло - фестивальный любимчик, это его четвертая картина в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. “Сен-Лоран” стал одним из самых важных инфоповодов для французской прессы в Каннах, а рекламировать здесь его начали еще год назад, когда на обложке одного из фестивальных выпусков журнала Screen вышел постер с Гаспаром Ульелем, исполнителем главной роли.
В итоге - два с половиной часа картонных страданий, из которых мы не узнаем ничего про Ива Сен-Лорана, кроме того, что он: а) несчастный; б) гениальный. Самой осмысленной сценой фильма оказывается та, в которой появляется режиссер фильма: Боннелло играет редактора, сочиняющего вместе со своими журналистами в 1977 году некролог для Ива Сен-Лорана - целых три источника подтвердили им кончину известного кутюрье, который умрет только в 2012 году. Журналисты придумывают для некролога лаконичные формулировки о творчестве Сен-Лорана, а между тем, по фильму создается впечатление, что ничего из того, что о нем собираются написать, Сен-Лоран в свою работу не вкладывал. Знаменитая так называемая “Русская коллекция” 1976 года была создана им не потому, что он подрывал устои, а потому что он хотел создать “платье Сен-Лорана”, в противовес собственному “платью Мондриана” или платью “Уорхола”, о создании которого его просил сам художник. Журналисты пытаются впихнуть в некролог и фразу о том, что Сен-Лоран понимал женщин, как никто другой, но в фильме не показано ничего из того, что можно было бы расценить как глубокое понимание женщин.
Возможно, Бонелло пытается высмеять попытки интерпретировать чистый гений Сен-Лорана или кого бы то ни было, но выходит не очень удачно. Показательной в этом плане является сцена, в которой Хельмут Ньютон делает один из своих знаменитых снимков. В кадре - две модели - обнаженная и одетая в костюм от Ива Сен-Лорана - разговаривают о том, чем они тут занимаются. “Показываем эксплуатацию женщины и попытку зайти на мужскую территорию”, - говорит одна из них с деревянной интонацией. Должно выглядеть смешно, но если модели, появляющиеся в кадре на две минуты, оказываются сложнее, чем главный герой, смеяться не хочется.
Весь фильм Ив Сен-Лоран страдает, закидывается наркотиками, пьет виски и рисует. А еще - пытается пережить кажущиеся нелегкими отношения с Жаком де Башером (Луи Гаррель), которые вредят и ему самому, и его работе, и бизнесу. Все окружающие не отстают от главного героя в своей незатейливости, кроме того самого Пьера Бержа, который не дал фильму свое благословение и который, как ни странно, выглядит самым живым персонажем в “Сен-Лоране”.
Средний балл у “Сен-Лорана” в рейтинге журнала Screen составляет 1,6, что на два балла меньше, чем у конкурента - “Мистера Тернера” Майка Ли. 1:0 в пользу Великобритании.
Украинского участника Канн - "Племя" Мирослава Слабошпицкого покажут 21 мая. В этот же день пройдут показы "Майдана" Сергея Лозницы.