ГоловнаБлогиБлог Дмитрия Литвина

Почему Кличко так плохо говорит?

Новости об избрании Виталия Кличко мэром Киева многие встретили с удивлением: мол, ну какой из него мэр?.. вот даже разговаривает как-то с трудом.

Фото: EPA/UPG

И, конечно, Кличко совсем не похож на профессиональных политиков, которые годами упражняются в болтовне. У него в жизни не было времени на риторику – просто другому учился и другим зарабатывал.

Но ведь и избиратели, по-видимому, устали от профессиональных политиков – от великолепных болтунов. Устали от тех, кто в политических ток-шоу и на бесконечных заседаниях органов власти переливает из пустого в порожнее, обесценивая общественно важные идеи.

Вот сколько было разговоров, например, о реформах за минувшие годы? Теперь тошнит от одного этого слова. Сколько говорили о борьбе с коррупцией? И как складно говорили! Теперь практически любой, кто заговорит об этом, изначально обрекает себя на недоверие публики. Да вообще публичные разговоры между профессиональными политиками, вся эта их типичная риторика надоела избирателям – об этом свидетельствуют данные телесмотрения.

И, вполне возможно, такую большую поддержку у избирателей в столице – а ещё и раньше, когда Кличко хотел баллотироваться в президенты, то и по всей стране – он получил как раз потому, что публичные политические разговоры – это его слабая сторона, и он их всегда избегал. Ну, в результате, не тошнит от Кличко, как от других видных украинских политиков.

Ещё раз: публика не наелась его болтовнёй и до сих пор воспринимает Кличко как обычного парня, не замаравшегося политикой. Хотя он в политике довольно давно – аж в 2006 году впервые участвовал в выборах.

Вот только в последние годы стало очень заметным, что Кличко его советники учат быть политиком. Учат его говорить, как обычно говорят политики. Вести себя, как политики. Выглядеть и даже держать лицо, как политики.

Обратите внимание: всякий раз, когда Кличко публично задают какой-нибудь политический вопрос, он на секунду-другую замирает, как бы вспоминая, что в таком случае должен ответить политик, а потом уже – отвечает, причём как бы заученное. Видно, что он говорит не от души, а от памяти. Говорит то, чему его научили.

И в этом – действительно одна из крупнейших проблем Кличко-политика. Просто видно это противоречие между его образом обычного успешного парня, которым он на самом деле является, и типичным образом политика, которым его учат быть его советники, но которым ему точно никогда не стать, потому что это – ну не его.

Вот вспомните Кличко минувшей зимой. Когда он старался быть политиком – это совершенно не пользовалось популярностью. А когда он всё-таки, разозлившись, забывал об образе политика, когда начинал говорить и действовать от души, – ну, например, 1-го декабря на Банковой и поначалу на Грушевского, – это мгновенно становилось хитом. Цитировалось, тиражировалось в социальных сетях.

Теперь Кличко избран мэром – и в первые дни после голосования уже успел отметиться типично политическими заявлениями, которые не вызывают ничего, кроме усталости, – про необходимость «выстраивания в Киеве вертикали власти» и про то, что выборы прошли и «теперь надо работать». Ничего не напоминает?

Вообще-то риторически Кличко-политик мало чем отличается, например, от старпёров из Партии Регионов. Подчеркну: риторически. И представьте себе, как будет восприниматься Кличко в обществе, например, через год, если продолжит в том же духе. Причём он ведь будет теперь постоянно на публике – ему придётся лично комментировать многое из того, что, будучи депутатом, он мог поручить своим соратникам.

***

Кличко не говорит так в жизни – кондово и мычаще. Он говорит так только на работе, только на публику, осознавая себя в этот конкретный момент в качестве политика. В непубличном общении он – обычный успешный парень, то есть ровно такой же, каким кажется.

И кто бы ему теперь объяснил, что ему не стоит учиться быть политиком и не стоит учиться говорить так, как привычно для политиков?

Дмитрий Литвин Дмитрий Литвин , публицист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram