Помним при этом обещание Юлии Тимошенко национализировать финучреждение до конца 2009 года и рассчитаться с вкладчиками, сделанное ею 7 октября на официальной пресс-конференции. Соответственно, Тимошенко жизненно важно торопиться, чтобы в качестве новогоднего подарка в эфире как минимум Первого национального, «1+1» и «5-го канала» осчастливить первых вкладчиков денежным дождиком.
Национализировать банк можно только при условии, что нынешняя временная администрация банка реструктуризирует не менее 75% внешних долгов.
19 ноября временный администратор г-жа Жуковская сообщила, что ей удалось договориться о реструктуризации 75% внешней задолженности. На сегодня эта задолженность – около $645 млн. Перед двумя группами кредиторов: крупными западными банками, которые предоставили торговое финансирование на $470 млн., и держателями еврооблигаций на $175 млн. Первая группа кредиторов объединилась в банкирский «профсоюз» под названием «Совет кредиторов». Вторая – представлена инициативной группой держателей еврооблигаций под предводительством компании Millhouse Capital Романа Абрамовича.
С долгами «Совета кредиторов» ясности нет. Вспомним слова и.о. министра финансов И.Уманского 11 ноября: «До конца недели планируем получить решение совета кредиторов». Конец недели давно прошел, до воскресенья 15 ноября не произошло ничего. В чем проблема?
Для ответа на этот вопрос надо учесть, что временной администрации удалось достичь соглашения с Millhouse Capital. 1 декабря на сайте банка «Надра» появилась официальная информация о том, что «24 ноября банк договорился и подписал соответствующие документы об условиях реструктуризации еврооблигаций. В результате переговоров с ключевыми держателями еврооблигаций были достигнуты договоренности об условиях и сроках проведения реструктуризации».
Пресс-служба банка «Надра» «забыла» указать четкие параметры договоренностей с Millhouse Capital, который в сообщении назван эвфемизмом «ключевой держатель». Поможем устранить этот досадный информационный пробел. Согласованные условия сделки таковы:
- инвесторы получат 10,29% от номинальной стоимости каждой ценной бумаги. Это $10 290 при номинале в $100 тыс.;
- 49,71% номинальной стоимости списывается;
- держатель каждой еврооблигации номиналом в $100 тыс. будет иметь право на получение новой еврооблигации, которая будет выпущена банком «Надра»;
- номинал новой облигации $40 тыс., срок обращения 7 лет. Дата выпуска 22.12.09, дата погашения – 22.12.16;
- купон 8% годовых, выплата раз в год. Первая выплата 22.12.10, последняя – 22.12.16
Обсуждать, насколько эти условия выгодны держателям евробондов банка «Надра» – бессмысленно. Выгодны, если они согласились на обмен.
Как отразится этот обмен на цене «надровских» евробондов? Опрошенные нами отраслевые аналитики говорят о диапазоне котировок на уровне 25–30% от текущего номинала при текущем курсе в 20%. Иными словами, аналитики считают условия обмена достаточно выгодными для держателей.
В этой связи вкладчики банка могут задать себе простой вопрос: а зачем вообще такой искушенный инвестор, как Роман Абрамович, влез в эту игру с еврооблигациями банка «Надра»?
Поможем читателям посчитать деньги в одном из многих карманов Романа Абрамовича. Купив евробонды в конце прошлого года по цене около 10% от номинала (заплатив $10.000 за бумагу номиналом в $100 тыс.), г-н Абрамович продаст эту же бумагу после окончания реструктуризации по цене 30% от номинала или за $30 тыс. Заработав на одной еврооблигации $20 тыс. или 200% годовых в долларах.
Сколько именно евробондов из общей эмиссии в $175 млн. Роман Абрамович приобрел – большая тайна. Но – учитывая размах этого инвестора – можем догадаться, что много.
Но есть другие обстоятельства. По информации наших источников, у Валентины Жуковской и ее западных консультантов возникли проблемы с некоторыми членами «Совета кредиторов», занявших жесткую позицию. В числе этих банков называют Commerzbank AG. Если немецким банкирам предложены те же условия, что и Абрамовичу – их возмущение понять нетрудно.
В отличие от Абрамовича, купившего еврооблигации банка «Надра» со скидкой в 90%, Commerzbank дал «Надрам» «живые» деньги на торговое финансирование в сумме 100% от номинала. Не склонные к потере денег немцы, которым, наверное, как следует не объяснили особенности постсоветской банкирской ментальности, наверняка «обрадовались», когда Валентина Жуковская предложила им просто взять и списать 50% этого долга, а остаток отсрочить на семь лет по ставке 8% годовых.
В чем не откажешь некоторым украинским банкирам, так это в умении смачно плюнуть в лицо своим западным коллегам. Какая разница, что все это не может не аукнуться в будущем всем украинским банкам, отдельным компаниям, импортерам и экспортерам? Ведь понятно же, что Commerzbank играет важную роль в внешнеэкономическом финансировании (выдача аккредитивов, банковских гарантий, торгового финансирования и т.д.) и немцы дальше будут вести себя крайне жестко с учетом опыта банка «Надра».
Что все это означает для вкладчиков банка и их вкладов? И для триумфа «сил добра» на выборах 17 января?
Что все плохо. Чтобы не мешать Тимошенко выполнить обязательства по национализации банка «Надра» до конца 2009 года, Валентина Жуковская должна «уговорить» Commerzbank даже не до Нового года, а до Рождества. Напомним, что в Германии это 24 декабря. После этой даты финансовая жизнь в Германии, как и во всей Европе, замирает – начинаются рождественские каникулы. А после Нового года, когда финансовая жизнь в Европе оживает, постсоветская территория в связи с Рождеством 7 января уходит в полный «астрал».
Нам крайне трудно представить аргументы, которыми немецких банкиров можно заставить работать после 24 декабря. Есть мнение, что они не будут жертвовать рождественскими каникулами даже ради светлых целей победы кого-то на президентских выборах.
Вполне возможно, что, с учетом европейских и украинских каникул, тема реструктуризации долгов банка «Надра» может стать актуальной ближе к середине февраля 2010 года. Конечно, может произойти чудо и Валентина Жуковская успеет за следующие три недели договориться с «Советом кредиторов» и подписать необходимые в этом случае меморандумы о взаимопонимании. Вера в чудо является одной из особенностей отечественной психологии.
Напротив, все идет к тому, что именно немецкий Commerzbank станет тем камнем преткновения, о который и споткнется реализация обещания Тимошенко о национализации банка «Надра» до конца 2010 года.
Предполагаем, что Тимошенко «объяснит», что она «хотела», а ей «мешали». Вероятно, Дмитрий Фирташ. Как она это будет обосновывать, для нас не имеет никакого значения.
Новые возможности открываются для политрекламы Юрия Луценко. С учетом его заявления 18 мая 2008 года: «Мои права начались здесь после 1945 года, а Гитлерюгенд давно закрыт», ничего не мешает ему провести прямые параллели между инцидентом с его участием в аэропорту Франкфурта-на-Майне и тем, что именно там находится главный офис Commerzbank.
Помнится, в ноябре 2004 года появился впечатляющий по политкорректности и в духе развития украинско-германских взаимоотношений предвыборный ролик коалиции «Сила народа»: «Осенью 1944-го наши отцы и деды освободили Украину от фашистов. Осенью 2004 года освободим ее от бандитов при власти!».
Авторы надеются, что в декабре 2009 года в Украине не запустят предвыборный ролик: «Осенью 1944-го наши отцы и деды освободили Украину от фашистов. Осенью 2009 года наследники фашистов поломали судьбы вкладчиков банка “Надра”».
Вячеслав ПИХОВШЕК, Константин ЯРМОЛЕНКО, специально для «Левого берега»