Скандалом у нас многие годы мог стать лишь тот факт, что художница Маша Шубина нарисовала портрет не Маши Шубиной, а чей-то еще. И вот внезапно тихий провинциальный уют арт-среды, в которой было так славно иронизировать над отечественными арт-деятелями, наслаждаясь бесплатным алкоголем и общением на презентациях, нарушен в борьбе против «деградации».
Причем союзниками в этой борьбе стали совершенно неожиданные силы. Кто бы мог подумать, что по одну сторону баррикад окажутся и апологеты модернизации, и реакционно настроенные консерваторы?
В ночь на 30 сентября был устроен поджог галереи Павла Гудимова. Незадолго до этого в галерее состоялось обсуждение проблем толерантности, гендерного равенства и свежеизданной украиноязычной антологии современной ЛГБТ-литературы «120 страниц Содома». Неизвестные злоумышленники разбили окно, бросили внутрь несколько бутылок с зажигательной смесью и оставили на стене в качестве автографа надпись: «Нет содомии! ОУН».
24 сентября в книжном магазине «Є» прошла презентация этой антологии - несмотря на погром, устроенный под тем же лозунгом несколькими правыми консерваторами. Презентацию антологии во Львове сопровождал еще один погром.
20 сентября на фестивале современного искусства «ГогольFest» один из посетителей уничтожил проект творческой группы POPAL, избил сотрудницу галереи «РА», представлявшую проект, и одного из посетителей, попытавшегося ее защитить. Это сопровождалось ругательствами в адрес «фашистов», «проституток» и «недобитых бандеровцев», которые, мол, производят не искусство, а «хлам» и «мусор».
Весной-летом этого года произошла вообще дикая история: избиение и последовавшая травля журналиста, критика и главного редактора сайта proza.com.ua Анатолия Ульянова. Ульянов уехал из страны, опасаясь за свою жизнь и здоровье.
Друзья Гудимова пришли поддержать его после пожара в галерее. Фото с сайта "Я-Галерея"
Никогда раньше в столичной арт-жизни не случалось стольких скандальных событий за такой короткий срок. Наконец-то сбылась мечта многих в Киеве об арт-жизни нескучной. Выразителем этой мечты, как ни странно, был именно Анатолий Ульянов, он же и стал ее первой жертвой.
Еще совсем недавно Ульянов писал на своем сайте буквально следующее: «Уверен, многие либералы не согласятся со мной, но украинский художник нуждается в подавлении и тумаках во имя будущего, во имя развития и жизни. Авангард без Фюрера невозможен». А также: «Украинская культура и ментальность нуждаются в бойне на всех уровнях и, конечно, диктатуре, ведущей к социальной катастрофе, дающей ответ на вопрос о наличии индивидуальности и силы народа. Без боли и настоящего геноцида не будет нации, ибо все, что можно уничтожить, покорить, подчинить и растворить, - прах и смрад, заслуживающий уничтожения, покорения, подчинения и растворения».
Анатолий Ульянов после избиения. Фото с блога Ульянова
Это похоже на «Майн Кампф», но это написано в наши дни человеком, который печется всего лишь о благе искусства.
И вот киевские арт-деятели получили «тумаки». Теперь есть множество кандидатов на роль Фюрера. Поможет ли это арт-среде стать живее и продуктивнее? Возможно, если бы это могло помочь, арт-среда бы как-то выразила радость? Но нет.
Зато радость выражают, например, представители всеукраинского объединения «Трызуб» имени Степана Бандеры, которые как раз и устроили погромы на презентациях книги «120 страниц Содома». Им не приходится думать, чем обосновать свои акции, достаточно просто перепечатать очередное заявление Ульянова и кратко прокомментировать его в нужном им ключе.
Уверен, подобную радость выражает также и Василий Костицкий, глава Нацкомиссии по защите общественной морали. Ему, чтобы продемонстрировать «проблемы с моралью в обществе», достаточно указать пальцем на Ульянова и компанию. И подразумевается при этом не то, какие взгляды отстаивает Ульянов, а то, как неумно он это делает. Он облекает их в форму, позволяющую использовать их против него же (хотел «тумаки» и подавление художникам - получил «тумаки» и подавление сам), да еще и подвергает опасности других людей, далеких от арт-процесса. Жить при этом, конечно, нескучно. Правда, не лучше и не веселее.
Проблема в том, что слишком многие в нашей стране вслед за Анатолием Ульяновым и модернизаторами разных мастей, вслед за Василием Костицким и консерваторами разных мастей отрицают одно из основных человеческих прав. Право на образ жизни.
Право Маши Шубиной рисовать портреты Маши Шубиной. Право людей жить скучно. Право провинциалов оставаться провинциалами - в согласии со своей необразованностью или, напротив, в согласии с мыслью Иосифа Бродского: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Право заинтересованных в ЛГБТ-тематике заниматься ею. Право жить так, как самому человеку угодно: религиозным фанатиком, художником-авангардистом, обывателем с телевизором вместо головы, националистом, никогда не снимающим вышиванки, библиотечным затворником... Это все - нормально. Это - право на образ жизни.
Люди склонны считать неприемлемый для них лично образ жизни других людей деградацией. И бороться. Но поскольку это - не деградация, а иной образ жизни, борьба получается не за прогресс, а против инаковости, в конечном счете - против конкретных людей. И по одну сторону в этой борьбе оказались человеческие заблуждения по имени Анатолий Ульянов, под названием «Трызуб» или Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали, а по другую сторону - человеческое благо.
Вот поэтому арт в Украине стал небезопасным занятием.