Но есть ещё маленький такой червячок, мотыль называется. Все считают, что его добывают спичечными коробочками для рыбалки. Когда автор одному из милицейских генералов рассказывал, что в год от добычи этого червячка получается прибыли как годовой бюджет области, тот опешил. Призвал своих замов, начальников профильных управлений и спросил: кто-нибудь хоть что-то знает об этом? Те покачали головами – да ну, смешно.
Тогда я показал и отдал им десяток фотографий, документов, которые были сделаны во время самостоятельных рейдов. Однозначно, полный шок. Но на этом всё и кончилось. На этом ли кончилось – вопрос открыт. Но во время наших самостоятельных рейдов например в Новотроицком районе, в окрестностях села Стрелковое, где 4 озера площадью 365 га принадлежат ООО «Мотор Сич» и сданы в аренду ООО «Айленд», было раскрыто много интересных моментов.
Ещё с 2007 года тянутся судебные тяжбы, связанные с передачей «Укррыбой» четырёх присивашских озёр площадью 360 га ОАО «Мотор Сич». Срок аренды, субаренды и способы передачи в аренду и субаренду этих озёр доходил до 49 лет. И вот наконец в длинной цепи судебных разбирательств поставлена точка. Высший хозяйственный суд ещё в феврале 2013 г. вернул эти, как сказано в решении, пруды «Укррыбе». Что там сейчас, одному Богу известно. Но стрельбы и разборки случаются.
Так, во время первого нашего приезда в декабре 2013 года табличка, запрещающая въезд на территорию ООО цела, на втором снимке, с разницей в три дня – вся прострелена. Возле неё мы сняли автобус с прицепом, где полностью находились шестилитровый дизель, другие агрегаты и приспособления для промышленной добычи мотыля. Засняли работающие в воде мощнейшие агрегаты.
Были ещё несколько машин, но завидев нас с Кириллом Стремоусовым и телекамеры, попрыгали в машины и быстро уехали, оставив рабочих отчитываться перед нами. Те конечно «упали на мороз»: мы мол тут мимо проходили, что в автобусе и прицепах – не знаем. Почему сидите в автобусе – погреться зашли. А где хозяин – не знаем. Хотя хозяина этих озёр мы узнали.
В Лазурном и Большевике берега лиманов изрезаны следами автобусов и джипов как поверхность вафель. Все берега испещрены тысячами следов резиновых сапог, входящих в воду и выходящих из воды. По сторонам глухих магистральных накатанных просёлков – рвы, чтобы стороной объехать было нельзя. Будки, шлагбаумы. Зачем спрашивается? Чтобы ни один добытчик мотыля не проехал мимо, «неучтённым». Но всё же давайте конкретно прикинем, мимо какого бюджета предположительно «пролетают» и районы, и область, и государство.
В странах ЕС, куда мотыль и возят на продажу, средняя оптовая цена его варьируется в пределах 15 Є за килограмм. С одного озера в неделю добывается минимально от 10 до 20 тонн. По-хорошему, одна установка может давать до 20 и более тонн мотыля в рабочую смены. С четырёх, само собой разумеется, в четыре раза больше. Легко прикинуть, что сумма, которую ежегодно недополучает бюджет области, просто астрономическая.
У меня нет сведений относительно того, кто конкретно получает эти средства от незаконной по моему убеждению добычи нашего национального достояния. И ну оч-ч-ень большие сомнения, что Герой Украины, депутат ВР, гендиректор «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев вообще что-либо знает об этом клондайке. Скорее всего, он ничего не знает о массовой добыче мотыля и считает эти озёра лишь непроходящей головной болью и вечной проблемой.
То же – в районе курортных посёлков Лазурное – Железный порт. По дороге к месту добычи, в камышах были отмечены стационарные посты. Учётчики от разных структур и ведомств. Дежурят круглосуточно, в машинах. Работа конечно адская, но и «бакшиш» того стоит. О тех же, кто по многу часов находится по грудь в ледяной воде, и говорить нечего. Простата после нескольких смен сразу говорит «здравствуй и прощай». Бывают случаи гибели. Так, недавно в Сиваше погибли три охотника.
Те же, кто сидел в машинах на берегу, долго не хотели выходить. Но мы проявили настойчивость, они открыли дверь и показали нам какие-то документы, мы их сфотографировали. Однако там есть некоторые мутные моменты, о которых скажу позже.
Вот вам и Кувейт по сути и в натуре. Так, в Черноморском биосферном заповеднике, об этом многократно писали СМИ, во время нереста осетровых весь залив перегорожен сетями. Опергруппа СБУ во время захвата браконьерских бригад не могла пройти на катерах по заливу из-за сетей. Варварская, браконьерская добыча краснокнижного осетра, паюсной икры, креветки ведётся постоянно. (От красной книги осталась красная книжечка).
В ночь иногда на территории заповедника в минувшем году документировали до десяти рыбинспекторов с сетями, во главе с самим начальником рыбинспекции. Выжигаются десятки тысяч гектаров рукотворных лесов для последующих вырубки и вывоза его как древесины. Так же вывозится и песок.
И вот теперь оказывается, что сумма, на которую мы, жители области и страны в целом, ежегодно «пролетаем» ещё и с мотылем, также исчисляется в миллиардах гривен. Но какой же конкретно вред от добычи мотыля?
Если и выдаются квоты на его добычу, то речь идёт о маленьких моторчиках, типа мопеда, и может быть сотнях килограмм. Как и креветки для научных целей. Но не сотнями тонн. Так вот, когда шестилитровыми дизелями посредством армированнго шланга диаметром 15 см со дна на полметра вглубь, вместе с илом подчистуювымывается всё, биоценоз восстанавливается в течение лишь 50 лет.
Там без корма не смогут выжить рыбы, нечем питаться перелётным и гнездующимся птицам. Это варварство убивает весь природный ареал на много-много лет вперёд. Это – экологическая катастрофа. Но кто же думает о природе и стране, когда на кону такие бабки.
Мы слышим рассказы, как в области некоторые наркобароны процветают на том, что садят сотни гектаров гибридной высокоурожайной «стахановской» конопли. Которая в ряде районов по качеству приравнивается к «афганке». Мешки с продуктами возят грузовиками. Теперь вот и аэропорт есть, будет проще, мобильнее.
Но ведь и мотыль возят машинами – холодильниками. Мы ближе к вечеру наблюдали такие на выезде из Лазурного, Железного порта и Новотроицка. Так вот я не понимаю, мы такие богатые, такие бедные или такие глупые?