Ежегодно в Украине в результате ДТП в Украине гибнет около 4000 тысяч людей. Это составляет соотношения примерно 12 на 100 тысяч населения. Для сравнения в Великобритании, Нидерландах, Швеции, Норвегии эта цифра пребывает в границах 1,5-3,5. Согласно рейтингу смертности в ДТП, в 2013 году Украина была среди таких государств как Того, Марокко, Зимбабве и Бутан.
Если же брать во внимание тот факт, что в 2014 году смертность увеличилась на 22%, а в 2015 чуть уменьшилась, сегодня мы пребываем не на лучших позициях. Да и сама проблема никуда не исчезает.
Когда власть громко заявляет о необходимости внедрения кардинальных мер по обеспечению безопасности движения на дорогах, она забывает, что эту необходимость нужно еще воплощать в жизнь. В обществе, где наглые и циничные представители так называемой верхушки могут позволить себе пьяным сесть за руль, а потом откупится, простые граждане не могут пребывать в безопасности по причине отсутствия принципа равенства всех перед законом. Поэтому только жесткая мера, вплоть до ареста и заключения на долгий тюремный срок может стать действенным методом борьбы с пьянством за рулем. А начать можно было с того, чтобы отменить право вносить залог, если есть ДТП с пострадавшими и отягощающие обстоятельства – виновник пребывает под воздействием алкоголя или же наркотических средств.
В Финляндии в контексте борьбы с пьяным вождением очень популярны так называемые алкозамки. Они блокируют зажигание автомобиля, если уровень алкоголя составляет минимум 0,2 промилле. Финские специалисты даже высказывают мнение, что алкозамок должен входить в комплектацию автомобиля.
Если же говорить о Киеве, отметим, что столица всегда была городом автомобилей. И, как это ни странно, почти вечным лидером по количеству ДТП. К примеру, количество ДТП с пострадавшими росло на протяжении всего 2015 года по сравнению с 2014 годом. И такая ситуация говорит о том, что в стране, и в столице в частности, не принимаются нужные меры, способные обеспечить безопасность на дорогах.
Мировой, прежде всего европейский, опыт показывает, что уменьшение количества ДТП и жертв в следствии автомобильных аварий вполне достигаемый результат. Нужен комплексный и ответственный подход власти. Желания сделать должно превышать желание украсть. И тогда все получится.
Среди примеров действенных мер по обеспечению безопасности на дорогах назову несколько эффективных практик, апробированных в разных странах.
Одним из таких методов является уменьшения разрешенной скорости в городах до 50 км/ч. Некоторые страны идут еще дальше и в оживленных местах ставят ограничение до 30 км/ч. Анализ причин ДТП говорит о том, что 30% аварий – это превышение скорости. Как сообщает Министерство транспорта Великобритании, если пешехода сбивает автомобиль на скорости 30 км/ч, его шанс выжить — 95%. На скорости 50 км/ч выживает после столкновения 55% человек. Но если человека собьют на скорости 80 км/ч, его шанс на выживание составляет лишь 15%.
Параллельно нужно устанавливать камеры видеофиксации нарушений и увеличивать штрафы за превышение. При этом, не мешало бы забирать права на 3-6 месяцев в случаи 3-5 нарушений в короткий промежуток времени.
Еще одной бедой на дорогах являются мобильные телефоны, желание поесть за рулем или у женщин подкрасить губы и наложить макияж. Как бы смешно не звучали последние слова, но именно такие действия отвлекают внимание водителя и становятся причиной аварий. Так, в Вашингтоне над дорогами висят большие экраны, которые сообщают, что писать смс во время управления автомобилем – это прямое нарушение закона. А в некоторых европейских странах идет борьба не только с желанием поесть за рулем, но и с курением за рулем, так как оно тоже отвлекает внимание.
Также нужно обратить внимание на такую меру, как реорганизация системы выдачи водительских удостоверений. Например, в Греции сегодня система сдачи экзаменов предусматривает повторную сдачу после истечения определенного срока действия водительских прав.
Но кроме водителей, мы не должны забывать и о других участниках дорожного движения. В первую очередь говорим о пешеходах, мотоциклистах и велосипедистах. Не редко именно они являются причиной ДТП. Поэтому для данных категорий участников дорожного движения должны быть разработаны строгие меры наказания. От жестких экономических, до административных и уголовных.
Реализация комплексной программы, способной обеспечить безопасность на дороге – дело не дешевое. В Финляндии она стоит 650 млн. евро. В других странах – примерно так же. Но если посчитать общий ущерб от ДТП, количество смертей и травм, такая программа будет оправдана. Власть должна понимать одну простую истину: в стране, где идет война и каждый день гибнут люди, правители просто не имеют права быть сторонними наблюдателями еще одного фронта, который происходит на украинских дорогах.
Для хорошего правителя жизнь и безопасность его граждан – основной приоритет. Думаю, что Украина заслужила, хотя бы минимальную гарантию безопасности на дорогах. Ведь реализовать эффективную стратегию не слишком тяжело. Нужно просто иметь желание и делать. И, поверьте, результат не заставит себя ждать. Именно об этом и говорит европейский опыт, к которому так рьяно апеллирует украинская власть.