Подтверждением высказанного предположения является регулярное повышение цен и тарифов за услуги естественных монополий (речь идет о снабжении газом, теплом, электроэнергией и водой), которые уже длительный период находятся в фактическом владении крупнейших бизнес-групп, а некоторые из них принадлежат иностранному и транснациональному капиталу.
Экономический блок правительства значительное повышение цен и тарифов связывает с необходимостью выполнения требований МВФ, которые предъявляются перед предоставлением очередного транша. При этом игнорируется то, что рост тарифных выплат домохозяйствами сужает платежеспособный спрос населения, что, в свою очередь, приводит к сворачиванию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и углубляет массовое обнищание населения. Рост цен и тарифов за услуги естественных монополий также создает благоприятные предпосылки для значительного увеличения поступлений прибыли структурам, обладающих облгазами, облэнерго, водоканалами, теплосетями и входящих в олигархические бизнес-группы.
К сожалению, рост доходов не всегда сопровождается увеличением объемов инвестирования модернизации, реконструкции и технического обновления сетей систем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения. Более того, рост цен и тарифов также приводит к значительному увеличению прибыли отдельных государственных корпораций, которые, несмотря на сложную экономическую и внешнеполитическую ситуацию, устанавливают для высшего управленческого звена заоблачные оклады. Фактически рядовые украинцы, в частности пенсионеры со своими скудными доходами, вынуждены финансировать раздутые до неприличия фонды оплаты труда высшего управленческого персонала государственных корпораций.
Другой составляющей деструктивного влияния нерегулируемого роста цен и тарифов на государственные финансы является увеличение объема субсидий, предоставляемых наименее защищенным слоям населения. К сожалению, эти слои населения не получают «живых» денег, поскольку монетизация субсидий происходит путем перечисления средств субъектам предоставления коммунальных услуг и электроснабжения. То есть государство, таким образом, напрямую поддерживает подчиненные олигархическим структурам предприятия и самое главное, что такая форма поддержки не стимулирует владельцев естественных монополий осуществлять обновление сетей на новой технологической основе.
Тем более, когда естественные монополии передавались в пользование частным владельцам, последние обязывались обеспечить их модернизацию и реконструкцию. Абсурдность ситуации, связанной с увеличением платы за коммунальные услуги и электроэнергию, заключается в том, что большинство этих услуг производиться на основе использования природных ресурсов, находящихся в общегосударственной собственности. В частности, владельцу таких природных ресурсов – украинскому народу – поставляется природный газ по цене 6900 грн. за тыс. куб. м. при фактической себестоимости 3050 грн. за добычу и транспортировку 1 тыс. куб. м.
В отдельных странах население получает часть природной ренты от каждой проданной единицы природного сырья. В Украине сформировался своеобразный феномен безапелляционного пользования крупными предпринимательскими структурами природными ресурсами, которые де-юре и де-факто должны использоваться на основе перераспределения природно-ресурсной ренты в пользу собственника природных ресурсов (украинского народа) в соответствии с передовой мировой практикой.
Больше всего в этой ситуации поражает то, что государство как институт, призванный охранять установленный обществом порядок, обслуживает не потребности и интересы общества, а крупного капитала, который за 2000-2017 гг. сросся с высшим звеном исполнительной и законодательной власти. Именно в 2000 году, в результате так называемой бархатной революции, в украинском парламенте было сформировано большинство, поддерживающее без каких-либо институциональных и социальных тормозов экономическую политику исполнительной власти, деятельность которой уже тогда программировалась олигархами.
Начиная с 2000 года, в Украине произошло нарушение хрестоматийных принципов отделения власти от бизнеса, и сформировалась модель компрадорско-олигархического капитализма. Базовыми составляющими такой модели выступают: сращивание крупного капитала с высшим управленческим истеблишментом страны, передача в бесконтрольное пользование украинским олигархам подавляющего большинства природных ресурсов, в первую очередь, недр, постепенное отчуждение широких масс населения от возможностей реального влияния на институты власти. Такая модель не была разрушена даже в результате двух революций: Оранжевой революции и Революции Достоинства.
Казалось, что Революция Достоинства сделает демократические преобразования и справедливые экономические реформы необратимым процессом и сформирует предпосылки для построения социально-ориентированной рыночной экономики, как это планировалось еще на заре независимости. К сожалению, результаты политики правительств и парламентского большинства 2014-2017 годов показали, что оплот компрадорско-олигархического капитализма – олигархический капитал – получил всестороннее содействие со стороны властных институтов, избранных в 2014 году.
Место основного лоббиста интересов олигархического капитала, которым длительное время выступала Партия регионов, заняли олигархические проекты, которые уже с первых дней своего прихода во властные институты начали создавать площадку для наращивания капитала приближенных к ним олигархов. Разница лишь в том, что «регионалами» предоставлялось больше преференций «олигархам от руды», а нынешнее парламентское большинство «крышует» «олигархов от подсолнечника и пшеницы» и традиционный бизнес высшего политического истеблишмента – торговлю природным газом.
Отражением наличия условий наибольшего благоприятствования для посредников на рынке природного газа является то, что природный газ поступает к конечным потребителям (предприятиям и домохозяйствам) по драконовским ценам, которые дают возможность посредникам обеспечивать значительную норму рентабельности. Государственные корпорации, контролирующие всю цепочку добычи и транспортировки газа, бесконтрольно используют значительную часть выручки на стимулирование высшего звена менеджмента, что в условиях военного противостояния на Востоке страны выступает своеобразным проявлением кощунства.
К сожалению, исходя из состава нынешнего парламентского большинства, надеяться на применение действенных антикризисных и антимонопольных регуляторов, которые приостановили бы произвол и вакханалию крупного капитала на базовых рынках и в секторе естественных монополий, не приходится.