Что такое «экономика счастья»?
Такой новый подход получил название «экономики счастья». В его основе лежит представление о том, что могущество современного государства, его позиция в мирохозяйственной системе, определяется не только валовыми показателями его экономического развития, но и рядом дополнительных показателей. К их числу относятся: степень удовлетворенности жизни; уровень счастья; величина толерантности; гарантированность свободы выбора и действий; уровни религиозности, патриотизма и демократизации; уровень развития образования и науки. Важными в системе индикаторов являются показатели, так называемого «экологического следа».
«Экономика счастья» основана на расширенном рассмотрении зависимости между уровнем экономического развития и счастья, особенностях синтеза и взаимодействия экономики с другими сферами жизнедеятельности человека и общества. Теоретической основой рассматриваемого подхода явились работы ряда Нобелевских лауреатов по экономике последних лет. В частности, произведения Даниела Канемана, посвященные принятию решений и формированию суждений экономических агентов в условиях неопределенности. Работы другого основоположника данного направления – Агнуса Дитона, посвящены изучению взаимодействия потребления, бедности и благосостояния, за которые в 2015 году, ему также была присуждена Нобелевская премия по экономике. Важным выводом Дитона стали положения о важной роли здоровья в создании и поддержании благополучия людей и могущества страны, а также относительной важности к простому числовому оцениванию уровня бедности. Он исходит из того, что уровень бедности, например, установленный в 200 долларов в месяц, имеет совершенно разное наполнение благами в США, Украине или Сомали.
Дитоном было установлено, что уровень счастья быстро возрастает до определенного уровня (для США – 75 тысяч долларов в год, для 2010 года). После достижения этого уровня, даже весьма существенный рост доходов не только не приводит к увеличению эмоционального ощущения счастья, но, обратно, может привести человека к ощущению себя несчастным и неудовлетворенным.
Реформы «валового национального счастья» в Бутане
К этому же направлению относится и экстравагантная политическая программа короля Бутана Джигме Сингъе Вангчука, провозглашенная в 1972 году и получившая название «программы валового национального счастья». Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта», — сказал король. В основу программы были положены не столько собственно экономические мероприятия, сколько различные социальные и духовные реформы, оказавшие довольно существенное влияние и на экономику.
Эти реформы подразумевали: 1) упрощение церемониала и этикета, отмена жёстких правил этикета, связанных с простиранием до земли перед Королём и высшими должностными лицами; 2) открытие страны для туризма с введением высоких пошлин на туризм и ограничением количества выдаваемых виз; 3) реформа образования; 4) обязательное обучение английскому языку, использование учителей-добровольцев из западных стран; 5) отбор на конкурсной основе лучших выпускников школ и колледжей для обучения за границей; 6) привлечение в индивидуальном порядке иностранных консультантов по вопросам модернизации, экологии, медицины и управления; 7) повсеместная государственная опека буддийских монастырей и храмов, поддержание в чистоте и порядке всех ритуальных мест и учреждений, чистоты на улицах городов и поселений, выращивание цветов и деревьев, создание парков и поддержка садоводства; 8) строительство автодорог для связи между всеми населенными пунктами; 9) социальную программу заботы о стариках и детях; 10) организацию беспроводной связи и Интернета по всей стране; 11) применение малых гидроэлектроустановок; 12) объявление почти половины территории страны национальными парками, где запрещена охота; 13) запрет курения, химических удобрений и химических ингредиентов, экологически вредных производств. Конечно, решить все проблемы страны, эти реформы не позволили, но уровень жизни в Бутане, за прошедшие годы, возрос в 165 раз. Страна переместилась из списка беднейших стран с несчастным населением, в мировые «середнячки».
Как же оценивать положение дел в той или иной стране, с точки зрения, именно этих новых подходов?
Для этого используется два основных показателя, получающие все большую популярность в межстрановых сравнениях и для анализа развития и его динамики в них.
Международный индекс счастья
Первый показатель, - Международный индекс счастья. Он был предложен Фондом новой экономики, в 2006 году. Он рассчитывается применением специальной математической модели, основанной на вычислительной операционализации трех показателей: субъективной удовлетворенности людей своей жизнью; предполагаемой продолжительностью жизни и воздействием «экологического следа».
Рассматриваемый индекс вычисляется британским исследовательским центром New Economic Foundation совместно с экологической организацией Friends of the Earth, гуманитарной организацией World Development Movement, и группой независимых международных экспертов (http://www.happyplanetindex.org/). Он выражается числом от 0 до 100 с одной значащей цифрой, после запятой. По данным 2016 года, первое место в мире принадлежит Коста-Рике (44,7), второе – Мексике и Колумбии (40,7), третье – Вануату (40, 6). Украина находится на 70 месте с показателем 26,4. Из показателей постсоветских стран отметим следующие: Таджикистан – 34,2 (25е место), Кыргызстан – 33,1 (31е), Грузия – 31,1(40е), Россия – 18,7(116е), Туркменистан – 14,6 (134е место).
Однако, практическое применение этого индекса не удовлетворило, как исследователей, так и экономистов, и политиков. Причина – абстрактно-обобщенный характер параметра «субъективная удовлетворенность жизнью», а также, нечувствительность этого индекса к социальной структуре общества и ее воздействию на экономику, отсутствие четкой корреляции этого индекса с показателями духовно-культурной сферы общества и ее взаимодействия с хозяйственной сферой (так называемые проблемы «хозяйственной этики» и «экономики знаний»).
Международный индекс качества жизни
Попытка преодолеть недостатки «индекса счастья» привели к разработке в 2005 году, в «The Economist Intelligence Unit» более сложного «индекса качества жизни». В расчете этого индекса применяется сложная методика, сочетающая многомерное количественное отображение данных опросов, результаты экспертных оценок и статистические данные. Даже при всех современных компьютерных возможностях, расчет суммарного показателя для одной страны занимает не менее 17 ЭВМ-часов, без учета сбора и подготовительной обработки данных, занимающих несколько месяцев. Итоговый показатель формируется как средневзвешенное девяти частных показателей, выражающийся числом от 1 до 10, с точностью до тысячных долей.
Частными показателями выступают: 1) ожидаемая продолжительность жизни; 2) уровень разводов; 3) уровни посещаемости религиозных учреждений, участия в профсоюзных мероприятиях, число общественных объединений и членов в них, число проведенных ими мероприятий и их участников; 4) ВВП на душу населения, уровни инфляции и безработицы, соотношение вновь открывшихся и прекративших деятельность субъектов предпринимательства; 5) уровень политической стабильности, безопасности личности, положительных решений по обжалуемым судебным вердиктам; 6) климат и география; 7) степень удовлетворенности работой и менеджментом, количество забастовок и трудовых конфликтов, средний возраст СЕО; 8) раздельно индекс политической и социальной свободы, индекс религиозной свободы; 9) индекс гендерного равенства.
Результатам аналитических исследований Украины, основанных на данном индексе, посвящу ряд дальнейших своих заметок. В них можно будет увидеть много интересного, как о нас самих, так и о том, как мы выглядим в глазах наших соседей и партнеров.