Первый месяц сборки был очень сложным - и эмоционально, и организационно. Потому что сложно собрать очень разных людей вокруг одной задачи за неделю. Но, помимо организационной задачи, была не менее, а даже более важная задача – понять, определить, какая именно помощь нужна людям, которые живут на Донбассе, в том числе в зоне АТО. Точнее – что им нужно прежде всего. Масштабы проблем были и остаются такими, что в одиночку с ними не справится ни одна организация. Значит, нужно было выбрать свою зону ответственности, определиться с приоритетами. Нашими источниками информации стали запросы горячей линии Штаба, обращения в Фонд, Штаб, на наши предприятия от местных властей, больниц, школ, информация от наших партнеров-волонтеров. Однако понять, что важно в первую очередь, а что - во вторую было на тот момент просто невозможно.
Чтобы не работать наощупь, мы провели (точнее, провела компания R&B по нашему заказу) исследование ожиданий по восстановлению региона и запросов в гуманитарке. Исследование охватило Донбасс - с разбивкой на зону боевых действий, районы, в которых боевые действия уже завершились и районы, в которых никогда не было военных действий, а также отдельно - лагеря переселенцев в разных областях страны. Плюс, мы сделали небольшое исследование по всей Украине– спрашивали, как украинцы относятся к переселенцам, как воспринимают ситуацию на Донбассе, считают ли необходимым его восстановление.
Здесь я хочу поделиться полученными результатами и сделать выводы. В том числе опровергнуть некоторые существующие стереотипы и предостеречь политиков, чиновников и экспертов от использования этих стереотипов при обсуждении ситуации на Донбассе, программ гуманитарной помощи и программы восстановления региона.
Пункт первый. Большинство жителей всех регионов Украины выступают за проведение мирных переговоров, верят в возможность таких переговоров и связывают свои основные ожидания на прекращение военных действий с украинской властью. За проведение мирных переговоров выступают около 50% опрошенных на Западе и в Центре Украины, около 60% - на Юге Украины и в Киеве, около 70% - на Востоке Украины. На Донбассе число сторонников мирных переговоров превысило 80%, а в зоне АТО – 90%. При этом около 60% жителей Донбасса и около 50% проживающих в зоне АТО связывают свои надежды на мирное урегулирование с украинской властью, и это практически совпадает с показателями в остальных регионах Украины.
Главный вывод из этого пункта заключается в том, что тема прекращения военных действий и проведения мирных переговоров объединила большинство украинцев. Независимо от того, где они находятся – в зоне АТО, на территориях, где боевые действия уже закончились, на Востоке, на Юге, в Центре или на Западе страны. Все мы в одинаковой степени хотим мира, не хотим войны.
Пункт второй. Жители всех регионов Украины испытывают к переселенцам чувство сострадания и поддержки -так ответили около 80% украинцев. А свыше 60% украинцев готовы практически участвовать в различных программах оказания гуманитарной помощи. Такое отношение и готовность помочь со стороны местных жителей подтверждают свыше 60% опрошенных переселенцев.
Вывод в том, что большая беда на самом деле не разъединила, а объединила людей из разных частей Украины. И, несмотря на периодически повторяющиеся попытки «вбить клин» между переселенцами и местными жителями, лишь только 15% украинцев относятся к проблемам переселенцев с безразличием.
Пункт третий. Большинство украинцев хотят, чтобы Донбасс был восстановлен, и верят в то, что он будет восстановлен обязательно. Так считают около 80% жителей Донбасса и почти 70% жителей остальных регионов Украины. Основными участниками процесса восстановления украинцы видят украинское государство (около 50%) и крупный национальный капитал (около 30%) при участии самих людей (5%), других государств и международных финансовых институтов (от 1 до 4% за ЕС, РФ, США, МВФ и частных инвесторов).
Вывод в том, что восстановление Донбасса также потребует объединения всех усилий – государства, украинского и международного капитала, жителей региона. Запрос на восстановление - большой, масштаб восстановления – огромный, ресурсов потребуется очень много. В этой ситуации недопустимы распыление сил и попытки перетянуть одеяло на себя.Программа восстановления должна быть одна, место в ней должно найтись и частному и государственному капиталу, реализовываться эта программа должна максимально прозрачно и эффективно.
Пункт четвертый. В качестве первоочередных действий по восстановлению абсолютное большинство опрошенных Донбасса назвали восстановление предприятий, рабочих мест, организацию водоснабжения и электроснабжения. Так считает около 75% жителей Донбасса. Гораздо меньшее количество людей называло восстановление жилья (4%), транспортной или социальной инфраструктуры (14%), восстановление работы государственных институтов, финансовых и медицинских учреждений (6%). Это означает, что люди на Донбассе хотят получить удочку, а не рыбу.
Главный практический вывод заключается в том, что начинать действовать нужно с восстановления подачи воды, электричества, с восстановления работы промышленных предприятий.Возможно, эти результаты социологии могут показаться неожиданными кому-то, но лично мне эти результаты кажутся вполне логичными. За время военных действий энергетики ДТЭК вернули подачу света для 550 тысяч человек и 100 населенных пунктов, восстановили 140 высоковольтных линий и 1100 трансформаторных подстанций. Круглосуточно, часто буквально под огнем, этим занимались и занимаются около 400 энергетиков и свыше 130 единиц специальной техники. На остановленных предприятиях Метинвеста и ДТЭК ведутся ремонтные работы, и уже в сентябре - октябре, если не помешают военные действия, мы планируем заново запустить Харцызский и Енакиевский заводы и крупнейшую в Украине Шахту «Комсомолец Донбасса».
Пункт пятый. Абсолютное большинство переселенцев, свыше 80%, хочет в самое ближайшее время вернуться на Донбасс и готово активно участвовать в восстановлении своих родных городов и поселков. И лишь очень небольшое число, не более 10%, собирается переезжать в другие регионы Украины или в Россию, в основном – к родственникам.
Вывод здесь в том, что люди хотят и готовы работать, хотят и готовы участвовать в восстановительных работах. Поэтому, помимо восстановления предприятий, водоснабжения и электроснабжения, очень важно, чтобы сами жители принимали участие в восстановлении своих городов, к примеру – через участие в ремонтных и строительных бригадах.
И в завершение общий вывод. Люди хотят мира, люди верят в успех мирных переговоров, люди готовы помогать друг другу в беде, люди верят в восстановление и развитие Донбасса и Украины и готовы участвовать в этом восстановлении. И эту объединительную энергию нужно использовать для созидания. Для помощи переселенцам, для оказания гуманитарной помощи людям в зоне боевых действий, для восстановления Донбасса.