Прежде всего, Джек Смит - «дедушка» (или пионер, как приятнее) андеграундного кино, трешевых фильмов и китчевой эстетики вокруг них. Но не кинематографом единым: его еще можно назвать, так сказать, идейным вдохновителем экспериментального театра и перфоманс-арта. Джек переехал в Нью-Йорк в 53-м году и, конечно же, со своими новаторскими и безумными идеями не остался без внимания местной праздной богемы. Ему хотелось вершить культурную революцию и перекрыть кислород безопасному и скучному искусству. И наиболее смачную пощечину общественной морали и вкусам Джеку удалось влепить своим фильмом «Пламенеющие создания», снятым в 1963 году.
Эта картина — около 40 минут черно-белой пленки, сюжета как такового — нет: несколько живых существ разных категорий (мужчины, женщины, гермафродиты, вампиры) развлекаются, причем довольно развратным образом, под веселую старинную музыку. К слову, данный прием впоследствии станет классическим для такого рода фильмов: звучит какая-нибудь безобидная музыка из 50-ых, а под нее на экране творятся «безобразия».
Можно сколько угодно спорить о том, искусство ли это, забавная ирония или просто грязь, продукт больной фантазии — бесполезно, ведь все равно никому ничего не докажешь. Каждый решает это сам для себя. Но посмотреть стоит хотя бы для того, чтобы знать, откуда растут ноги у подобной эстетики, да и первоисточники еще никому не вредили.