А фильм-то документальный, то есть, этот город в самом деле существует. Его в одиночку построил фотограф Марк Хоганкэмп — собственно говоря, Марвенкол его персоне и посвящен. 8 апреля 2000 года в жизни этого человека случилось происшествие: его возле бара избили до полусмерти 5 мужчин, да так, что он провалился в кому на 9 дней, а затем, прийдя в сознание, еще долгое время отлеживался на больничной койке. Когда пришло время выписываться, врачи констатировали у Марка серьезные повреждения мозга.
Мужчина не может позволить себе медицинскую терапию, и в результате изобретает собственную: строит на заднем дворе город из кукол, которые очень похожи на его друзей, семью, обидчиков и даже его самого. Так он и лечит свои психологические травмы, управляя своим кукольным мирком. Далее Марк начинает фотографировать эту терапию на камеру и внезапно его снимками заинтересовываются люди из мира искусства, организовывают выставку работ Хоганкэмпа. И здесь вырисовывается новая проблема: выбор между личной уютной вселенной (ведь эти куклы стали ему родными) и реальностью, с которой он избегал сталкиваться уже долгое время.
Конечно, Marwencol – душещипательная история, которая у особенно впечатлительных и сентиментальных личностей может вызвать даже слезы. Однако прелесть картины скорее не в том, что ей под силу зацепить и растрогать зрителя (сейчас это без труда получается у всех, кому не лень; главное, знать рычаги давления и немножко психологии). А во внутреннем диалоге, который возникает после просмотра. Но вот о чем именно будет этот диалог — личный вопрос каждого. Об эскапизме, жестокости бытия, о том, что не перевелось еще добро на свете или о вопросах самовыражения — да кто знает. Может, и вовсе о другом.