«Не нужно воспринимать колебания курса, которые происходят в последние месяцы, как что-то экстраординарное», - говорила Гонтарева в Раде. Когда ее просили спрогнозировать курс на год, дать какой-то сигнал импортерам и обществу, она говорила – ориентируйтесь на цены, а не на курс. Чуть раньше допускала, что в снижении курса гривны в начале года виновны бюджетники и пенсионеры, получившие в конце декабря социальные выплаты и создавшие ажиотажный спрос на доллары. Было бы неудивительно, если бы такую риторику применяли боты фейсбука, но уж никак не глава Центробанка. НБУ не может даже нормально объяснить бизнесу и обществу, на что направлена политика Центробанка.
Потому что внятной курсовой политики как таковой нет.
Публично НБУ заявляет о том, что Украина перешла к плавающему валютному курсу но при этом - в ручном режиме устанавливает кому и сколько валюты продавать.
Существующие в Украине валютные ограничения, целью которых было удержать банковскую систему от панического массового вывода валюты, уже из необходимой кратковременной антикризисной меры превратились в плановые убытки и экономический тормоз. Валютные ограничения никак не стимулируют внутреннее потребление.
И несмотря на жесткое регулирование, курсовой стабильности НБУ обеспечить не может. Украина застряла между политикой фиксированного и плавающего курса. Но квазиплавающий курс не работает.
Оживить экономику может возврат к фиксированному курсу с сочетании с другими мерами по развитию экономики.
В пятницу НБУ опубликовал постановление №58, которым сократил сроки плановой докапитализации банков. Если раньше банки были обязаны довести уставный капитал до 300 млн грн до 2020 года, то теперь - до 2017.
Дополнительно НБУ с апреля планирует ужесточить требования к ряду залогов. Это значит, что если раньше банк для покрытия своих кредитных рисков и, соответственно, уменьшения суммы резервов, необходимых к формированию, должен был требовать у клиента одно количество залога (например, товара в обороте или оборудования), то теперь, чтобы закрыть те же кредитные риски банку необходимо будет требовать у клиента увеличить объем залога или изменить его структуру (например добавить недвижимость, увеличить ее удельный вес в залоге).
Клиентам в большинстве случаев будет очень сложно добавить залог или заменить его для выполнения этих требований, особенно, если им самим необходима реструктуризация кредита и в частности именно в этом случае.
Если клиент не сможет изменить структуру залога – ему придется досрочно погашать кредит, что в нынешних экономических условиях крайне сложно или почти невозможно, а значит, это приведет к волне банкротств а за ним – сокращению рабочих мест и налоговых отчислений.
Выдавать новые кредиты банкам также невыгодно – опять-таки из-за высоких норм резервирования они фактически, выдавая кредит, оказываются в роли должников НБУ. С такой политикой в Украине останется только один вид банковского бизнеса – собирать под заоблачные проценты депозиты, «пылесосить рынок», и выдавать потребительские кредиты втридорога. Но такой бизнес обречен на крах.
НБУ наоборот должен был бы сейчас упростить реструктуризацию кредитов, пойти навстречу бизнесу. А так если работающая компания сейчас обратится в банки за реструктуризацией рискуют нарваться на ужесточение условий не потому, что этого хотят банки, а потому, что этого требует регулятор.
Это снова приведет к очередной волне слияний и поглощений, закрытий и кризисов, увеличению числа «клиентов» Фонда гарантирования вкладов физлиц и Центра занятости.
Более непрофессиональных и несвоевременных нововведений найти сложно, даже в Украине. Это удар по бизнесу, который еле-еле пережил трехкратную девальвацию, инфляцию, падение покупательского спроса населения и так и не дождался от власти антикоррупционных реформ.
Украинский Нацбанк так и стал не мозговым центром и опорой финансовой системы Украины, а продолжает быть оплотом непрофессионализма и образцом зависимости. К сожалению, политика НБУ то на выполнение показателей, установленных бухгалтерами из МВФ, то на поддержку политической воли Президента, но уж никак не на выстраивание системы поддержки реальной экономики.
Мы стремительно идем к ситуации, когда в стране будут красивые банки с красивой отчетностью, но не будет банковской системы а значит – не будет суверенной экономики, о которой так мечтали все еще со времен развала СССР.
Медаль за это еще не придумали.