Отчет Европейской комисии по вопросам эффективности правосудия поставил Украину на одну из самых низких позиций среди стран-членов Совета Европы.
Украинское правосудие на 37% финансируется за счет судебных сборов, что почти вдвое превышает европейский показатель. При этом бюджет судебной системы Украины один из самых низких в Европе. Оба пункта, на самом деле говорят о низком уровне доступности правосудия для обычных граждан: судей не хватает, а судебные процессы обходятся дорого для их участников и длятся долго. Из интересных фактов отчета — раздутый штат прокуратуры, что характерно для полицейского государства, и нехватка юристов (согласно данным отчета, этот показатель вдвое меньше среднего в Европе).
Составленный на основании данных 2016 года, отчет говорит о том, что система правосудия выглядит плохо с точки зрения европейских стандартов. 6 сентября этого года в парламент был подан как неотложный законопроект №9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который несет большой риск ухудшить и без того сложную ситуацию.
В самых общих чертах, законопроект содержит два блока — кардинальные изменения системы адвокатского самоуправления и новые права адвокатов. При этом, ни одну из задач законопроект не решает, что вызвало публичный протест и адвокатского сообщества, и правозащитных организаций. Более того, реализация законопроекта приведет к противоположному эффекту — параличу самоуправления и бесправию адвоката в процессе. Когда будет достигнут кумулятивный эффект этих двух тенденций, адвокатура как профессиональный институт умножится на ноль. Такой профессии не будет.
Наибольшее сопротивление вызвали заложенные в законопроекте правки в УПК о так называемом «злоупотреблении процессуальными правами». На усмотрение судьи, многие действия адвоката могут быть признаны нарушением с дальнейшими санкциями против защитника. Ходатайства, жалобы и отводы могут превратиться из тактики защиты в злоупотребление, если так решит судья. Интересно, что за неявку в заседание эту новую статью УПК можно применить к адвокату, а к прокурору — нельзя. Наивно отрицать, что на практике все остальные пункты будут также касаться в первую очередь адвокатов, а не стороны обвинения.
Еще одно «злоупотребление», которое придумано для адвокатов в новом законопроекте — адвокатский запрос. Работа с запросами станет менее результативной и более рискованной. В законопроекте появляются очень широко сформулированные основания для отказа в предоставлении информации. Плюс к этому, добавляется норма о злоупотреблении правом на запрос. Например, если запрос касается данных, не связанных с предоставлением профессиональной правовой помощи. Может быть, вместе с запросом нужно отправлять весь план защиты, чтобы было видно, что информация требуется рамках правовой помощи, а не для игры «Что? Где? Когда?». На практике, запросы очень часто пишутся в правоохранительные органы. Законопроект дает им право игнорировать усилия адвокатов собрать данные.
Если проанализировать целый ряд других статей основного текста и переходных положений, то там обнаружится неприлично много преференций в пользу сотрудников прокуратуры. Начиная от льготного доступа в адвокатскую профессию и заканчивая вручением адвокатам подозрений в упрощенном порядке. По действующему законодательству, если подозрение вручает рядовой следователь, то он нарушает права адвоката как специального субъекта. Часто это расценивается как форма давления на адвокатов, и именно ней и является. Но зачем бороться с нарушением, если его можно узаконить?
В законопроекте у прокуроров появляются расширенные возможности временно отстранять адвокатов, заменяя их в удобный момент дежурными защитниками из системы бесплатной правовой помощи. Эта распространенная «схема» вызывала много публичных конфликтов в резонансных делах, но вместо того, чтобы ее упразднить, поскольку она нарушает право человека на свободный выбор адвоката, ее пытаются еще больше укоренить в законодательстве. Ведь она дает маневр прокуратуре для нечестной игры с процессуальными оппонентами.
И вкратце про самоуправление, поскольку его «перезагрузка» напрямую повлияет на защищенность и законный статус каждого адвоката. После предусмотренной законопроектом ликвидации всех органов адвокатского самоуправления начнется этап избрания новых.
Модель выборов прописана под сценарий «вечной революции». Нет сомнения в том, что в каждой области будет избрано по несколько комплектов советов адвокатов, квалификационных и дисциплинарных палат, возникнет несколько вариантов реестров адвокатов. «Победители» будут долго судиться за легитимность полномочий, ходить к нотариусам и так далее. Про ущерб для репутации профессии умолчим. Пока будут происходить эти соревнования за лидерство, адвокатам, обычным профессионалам, нужно работать каждый день. А теперь примеры. По закону, при обысках у адвоката должны присутствовать представители совета региона. Кто будет приходить? Сразу из трех советов, или только из того, который уведомит заранее прокуратура? Или из того, у кого самое позитивное решение суда? Где адвокат будет получать ордера, повышать квалификацию, оспаривать дисциплинарные дела? Если одна из дисциплинарных палат решит приостановить его деятельность, то в двух других, «альтернативных» палатах он не будет считаться нарушителем. И перейдет к «конкурентам». Или куда? Где сдавать экзамены, чтобы стать настоящим адвокатом? На сколько счетов нужно платить взносы? И наконец, как подтверждать полномочия в суде, если версий Единого реестра адвокатов будут десятки, как и вариантов свидетельства и удостоверения? Кто-то сомневается, что прокуратура сразу же воспользуется этой неразберихой?
Технология законопроекта не только непрофессиональна, но и опасна. Подготовлен документ, чтобы превратить адвоката во второстепенного, номинального участника процесса, прописать длинный список оснований для привлечения к ответственности за профессиональную деятельность (по сути, криминализировать ее) и сократить до минимума профессиональный иммунитет перед обысками и уголовными производствами. Вот это и есть версия «прав адвокатов» в новой реальности. Вместе с лишением адвокатуры стабильной институциональной организации разрушительный эффект реформы очевиден уже сегодня — полное обнуление, делегитимизация адвокатуры. Это даже не Советский Союз. Это возврат в те времена, когда такой профессии, как адвокат, не существовало. С днем юриста, дорогие коллеги! Такого «подарка» к празднику у нас еще не было.