Венгры пока скромничают – требуют только изменения административно-территориального устройства и создания специального Притыснянского округа на территории Закарпатья. Ждем заявлений от самых проблемных наших еврососедей – Румынии. Как и венгры, они активно занимаются раздачей своих паспортов украинским гражданам, ностальгируют по «утраченным» землям – Черновицкой и части Одесской области. Но в отличие от венгров, они уже имеют в своем активе дипломатические победы над Украиной.
Именно Румыния стала причиной нашей первой территориальной потери – она получила в 2009 году шельф острова Змеиный, богатый нефтью и газом. Позже она заявляла о своих претензиях на дунайские острова, которые принадлежат Украине. Говорили, что шельф острова Змеиный стал платой за одобрение Румынией, и ЕС в целом, нашего вступления в ВТО в 2008. Во что же нам может обойтись одобрение Ассоциации с ЕС?
Если члены ЕС раздают паспорта представителям своих диаспор и пытаются спекулировать правом «вето» при подписании Договора об Ассоциации, то Турция использует фактор крымских татар и возможность создать зону свободной торговли. Она борется за статус «регионального» лидера для мусульманского региона от Северной Африки до Центральной Азии, который без нашего Крыма, видимо, кажется ей неполным. Поэтому Турция очень плотно интересуется крымско-татарским вопросом как средством укрепления своего влияния. При этом она приветствует европейскую интеграцию Украины, видимо рассчитывая, что она сделает нас более сговорчивыми и усилит позиции крымских татар.
Подобные надежды не беспочвенны, уже сейчас мы видим, что европейцы также поддерживают крымско-татарскую общину в противовес как российской общине полуострова, так и украинской власти. Комиссар ЕС Штефан Фюле обсуждает с представителями Меджлиса положение крымских татар, верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек предлагает придать Меджлису юридический статус, Госдеп США делает заявление, что Украина игнорирует Меджлис. После этого крымские татары заявляют об этноциде, который проводит украинская власть, а польские правозащитники выступают в защиту крымских татар от российских организаций полуострова.
Нужно с пониманием относится к тому, что у крымских татар, народа с исковерканной судьбой, тема собственного существования и выживания гипертрофирована, и часть элиты пытается представить свой народ вечным страдальцем, в том числе для получения каких-либо преференций. Но сейчас, в отношении европейцев даже радикальные движения умело используют идеологию прав человека. Крымская ячейка «Хизб-ут-Тахрир», организации, которая в России, Германии и странах Средней Азии запрещена как террористическая, у нас не только действует, но и жалуется на притеснения власти. Правозащитная организация «Лига мусульманок "Инсаф"» сигнализирует о дискриминации в Крыму женщин-мусульманок по религиозному признаку, в частности путем запрета на вклеивание в документы фотографий заявительниц, облачённых в мусульманский платок и т.д.
Как мы видим, за культурно-идеологическое влияние на венгров, румын, а также и поляков живущих в Украине, идет и будет продолжаться борьба. Их будут пытаться мобилизовать и использовать представители различных, в том числе радикальных сил. Что касается крымских татар, то за них, кажется, борется уже не официальная украинская власть, а Брюссель, Анкара и исламистские организации.