Не скажу, что реакция общества на публикации по Японии отличается от реакции на публикации о событиях в Ливии, Египте. Более того - нет никаких отличий от реакции на статьи о трагическом ДТП под Марганцем или взрыве дома на Мандрыковской в Днепропетровске. Всегда найдется немало читателей, которые посчитают нужным попрекнуть журналиста тем, что он «просто пишет» о событии, а не лично предпринимает меры по устранению последствий.
По мнению таких людей, журналист не должен писать о проблемах или снимать о них новостные сюжеты. На их взгляд, журналист должен лично идти и менять ситуацию – желательно путем физического вмешательства. В бытность газеты «Левый берег» в редакцию приходила масса писем и поступала масса звонков именно обличительного характера.
Читатели упрекали журналистов в том, что они пишут о политических играх («Идите на митинг, а не пишите ваши статейки!»).
Читатели ругали журналистов за то, что они пишут о многочисленных коммунальных проблемах («Вместо того, чтобы делать репортаж о затопленном три года подвале, пришли бы и починили нам трубы!»).
Читатели возмущались журналистскими расследованиями о том, почему то или иное ведомство занимается бюрократией, а не помощью населению («Вот возьмите и организуйте нам «едино окно» по выдаче справок! Каждый может написать, какие у нас чиновники взяточники и бездельники!»)
И так далее.
Причем звонили и писали не начальники ЖЭКов, которые довели свои микрорайоны до разрухи; не чиновники, которым проще отправить обращающихся к ним людей за очередной справкой в соседний кабинет, а не решить проблему. Писали обычные люди, который жили в обычных домах с холодными подъездами, дырявыми крышами и горами мусора во дворах. Звонили обычные люди, который пытались оформить субсидии, документы на квартиру, дом или землю, - но безуспешно. С их точки зрения, заниматься решением их проблем должны был журналист – причем не в контексте его, журналистских, полномочий, а в контексте, видимо, мальчика или девочки «принес – подай».
На мой взгляд, подобное отношение к работе журналиста связано, в первую очередь, с тем, что украинское общество в своем большинстве – достаточно инертное. Не хочу вдаваться в причинно-следственные связи, почему так сложились обстоятельства – сейчас речь не об этом. А журналисты – это люди, которые в силу своей профессиональной деятельности постоянно говорят о каких-то проблемах. Проблемах, которые возникли и не решаются, в частности, из-за инертности общества.
И неплохому по своей сущности, но инертному в силу обстоятельств, воспитания и окружающей социальной среды среднестатистическому украинцу не очень приятно регулярно читать о том, что мусор не вывозят, дороги не ремонтируют, цены растут, а в Японии – цунами и горит реактор. То есть один раз он, конечно, прочитает об этом. Возможно, даже с интересом. Но постоянное описание развития событий – особенно если события негативные – его раздражает. И этот неплохой, но инертный украинец будет писать гневные комментарии под статьями журналистов, в которых назовет их бездельниками и пошлет лично брать в руки лопату и ведро воды и заливать пылающий реактор. Лишь бы он, журналист, больше не колол глаза инертному украинцу его, украинца, бездействием.