Почему все боятся пенсионеров или «демографический» тоталитаризм

Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине, как говорит статья 5 Конституции Украины. С этими словами безусловно согласны все партии и политики. Но на уровне непубличных разговоров всплывают «интересные» идеи уровня 19 века как спасти Украину. Спасение должно пройти путем ограничения прав одной из групп населения. Уже несколько раз я стыкался с идеей «выкинуть» людей старшего возраста и пенсионеров из избирательного пула. Аргументация простая – надо отрезать себя от неправильного прошлого, а пенсионеры как раз и являются порождением этого прошлого. Действительно, пенсионеры - целевая группа многих откровенно популистских партий (та же КПУ легко сюда относится). Группа легко реагирует на сиюминутные небольшие блага и поддается влиянию через СМИ. Такие идеи часто продуцирует молодое поколение лидеров демократических партий, которое видит пенсионеров как корень неуспеха своих партий.

Фото: dimaberkut/Depositphotos

Суть идеи ясна – запретив голосовать пенсионерам (последний раз слышал мнение – людям за 50), можно привести к власти по-настоящему «хорошие» партии и умных людей. Молодежь проголосует за развитие Украины и настоящих политиков. Но есть несколько но.

Пенсионеры в современной Украине составляют около 1/3 населения. Соответственно, одним махом эта треть лишается права голосовать и влиять на политику государства. Население Украины стареет, группа будет увеличиваться. Кроме того, давайте вспомним, кем являются современные пенсионеры. Это люди, которым 25 лет назад было 35-40 лет, и треть своей рабочей жизни они провели работая на современное государство Украина. Запрет тем более начинает смотреться комично, если подумать, что через 20 лет пенсионерами будет как раз первая молодежь независимой Украины. Народ - источник власти, одним словом, но кто будет народом, определяется отдельным списком.

Пенсионеры также являются главным двигателем легитимизации власти через выборы. Они составляют ядро населения, которое ходит на выборы. Вспоминая низкую явку на местных выборах 2015 года встает вопрос – изъяв пенсионеров как обеспечить уровень представительства? Ответ прост – сделать голосование не правом, а обязанностью! Напомню, что графы «против всех» в избирательных бюллетенях нет, а понятие «голосование ногами» многим неизвестно. «Голосование ногами» – это когда вы не поддерживаете ни одну из партий, но вместо того, чтобы идти и портить бюллетень (графы против всех, напомню, нет), вы просто не приходите. Сейчас «голосование ногами» воспринимается почти как измена, но на самом деле это способ легитимизации власти. Необходимо обеспечить представительный процент явки, поэтому в ход идут моральные угрозы. Не важно за кого, главное поддержать систему.

Так вот, выход один – ввести обязанность голосовать и наказание за отсутствие вашего голоса.

Но тут встает проблема будущего, о которой никто не задумывается. Процент голосующей молодежи низок, это правда. Но все демократические партии считают, что молодежь автоматически будет голосовать за них, ведь она молодежь! Она прогрессивна! Да, согласно соцопросам молодые люди более склонны к голосованию за новые, прогрессивные партии, за радикальные действия. Но вполне вероятно, что вместе с другими в парламент пройдут и старые или «новые-старые» партии.

Идея построить систему «демографических» классов с разными правами – признак идеологической импотенции демократических сил Украины. Провозглашая равность, свободу, равноправие, но размышляя о таких идеях мы получаем политическую шизофрению. Более того, это показание неспособности партий жить в современном многообразном и сложном мире. Максимально упростить, обрезать все неподходящее. И это неспособность четко выделить свою идеологию и своего избирателя. Вместо этого начинается уничтожение всех, кто против нас. Простите, но в «демографическом» тоталитаризме я жить не хочу.

Костянтин Донченко Костянтин Донченко , Експерт Аналітичного центру «Бюро економічних та соціальних досліджень»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram