Почему страна не борется за реформу образования

Рада не проголосовала за закон об образовании. Не нашла времени. Отпуск, солнце и, предположительно, море важнее интересов школьников, студентов и их родителей, не говоря уже об ожиданиях учителей, директоров школ и ректоров универов.

При этом не думаю, что депутаты уж такие дураки, что не понимают связанных с таким отношением репутационных рисков. Они просто иногда читают результаты исследований, а там написано, что реформа образования стоит одной из самых последних в списке ожидаемых реформ населением…

Иветта Деликатная Иветта Деликатная , Лидер команды The Communication Reform Group при Кабинете Министров, советник Министра Информационной политики

Фото: пресс-служба президента

В целом доверие к системе образования у нас в стране находится на уровне около 53% (источник: соціологічне дослідження “Громадська підтримка освітніх реформ”, Інститут соціальної та політичної психології НАПН України, 2016). Это достаточно высокий показатель. Например, доверие к МОНу испытывают 33% населения, а к власти в целом лишь 9,5%. Это означает лишь одно: средний украинский родитель все еще верит в то, что у нас в стране хорошая система образования и сильно ее менять резона нет.

На фоне новостей о том, что чуть ли не каждый день в стране открывается еще одна альтернативная школа или новый частный образовательный проект или если посмотреть на количество форумов, которые проходят по теме будущего образования, или количество обсуждений родителей об их недовольстве школой, учителем, методикой, а также вспомнить о тех 60 000 студентах, которые уехали получать высшее образование за границу, такие цифры доверия в целом по стране на первый взгляд выглядят необъяснимыми.

Однако давайте заглянем в одно прелюбопытное количественное исследование, которое проводил Центр «София» о факторах модернизации страны в 2011, которое в том числе изучало жизненные цели украинцев. Так вот целью №1 украинцев является «воспитание детей» (12,5%), а если посмотреть на нижнюю шкалу, то на одном из последних мест размещается «получить хорошее образование» (1,6%). Парадокс?! Вытирать носы, менять памперсы и водить хороводы с детишками это у нас в крови, а отвести ребенка в хорошую школу, выдвинуть требования директору, поинтересоваться методикой преподавания это не про нас.

Как-то мне посчастливилось участвовать в тренинге Маши. У каждого была возможность задать 1 вопрос. Я спросила ее о том, что самое важное может сделать родитель для своего ребенка. Ее ответ был в том, что «отвести его в самую лучшую школу». В самую лучшую, любой ценой. Самое важное.

«Судьбы империй зависят от воспитания юношей», из топ 20 богатейших людей мира практически 80% тратит деньги на проекты в сфере образования, в частности Майкл Цукерберг пожертвовал $120млн долларов на улучшение школ в районе Сан-Франциско.

Качественное образование - это задача первого уровня в построении счастливого государства, которое хочет в 21 век. Наша масса населения этого не понимает. Умные люди объяснят это тем, что мы все еще живем в парадигме выживания. Нам бы поесть да остаться в живых… Возможно. Но образование (как и культура собственно) такая штука, если начать его менять сейчас, результаты мы увидим лет через 20. Отодвигая реформу образования на последнее место, мы обрекаем себя и через 20 лет плестись в хвосте цивилизации и смотреть на детишек как объект кормления и утирания слез. В стране НЕТ СПРОСА на реформу. Страна не понимает, почему текущая система плоха. Страна готова тратиться на бесконечных клоунов на днях рождения своего малыша, чем отвести его на урок логики или кружок шахмат.

Так что депутаты наши лишь отражают в данном случае интересы своих избирателей. Не дать, ни взять.

Иветта Деликатная Иветта Деликатная , Лидер команды The Communication Reform Group при Кабинете Министров, советник Министра Информационной политики