Думаю, что это единственные 150 000 в стране, которые поняли, о чем та строка в кодексе госслужащего, вызвавшая истерику СМИ, экспертов, части самих госслужащих и общей массы населения.
Вот вам пример разрыва №1: 150 000 vs 40млн.. Трудовые соглашения или корпоративные правила каждой международной корпорации и да, каждый этический кодекс любого развитого государства содержит эту статью в той или иной формулировке. И да, если кто-либо работает на организацию: коммерческую, государственную, малую и большую должен подчиняться правилам этой организации. И да, точно также не пристало критиковать публично членов своей семьи или плохо говорить о своей стране за ее пределами. Это правила. Правила, которые жесточайшим образом регулируют ту самую Европу, куда мы все так стремимся. Точно так же нельзя мечтать о богатстве развитых стран, возмущаясь, что теперь я не могу ходить в трусах по своей квартире, потому что надо прикручивать батареи. Да, нельзя открыто критиковать геев и говорить слово «негр», как бы вы к ним не относились. И да, нельзя парковаться там, где написано «нельзя парковаться». И еще много чего нельзя. И если кому-то кажется, что это примеры из разных областей, то вы глубоко заблуждаетесь. Это все правила, которые определяют условия жизни цивилизованного сообщества. И да, в цивилизованной организации нельзя публично критиковать своих коллег и начальство. Мало кто в нашей стране родился и воспитывался с таким подходом к окружающей действительности. И я 20-летней давности представляла собой чистейший образец «делаю-и-говорю-что-хочу», но 2 десятка лет в западной компании выстроили в моей голове четкую систему ценностей, правил, иерархии.
Вернемся к тому, как ситуацию с кодексом перекручивают СМИ. Не далее, как сегодня утром в эфире радио «Вести» вопрос ставился таким образом: если чиновникам запрещают критиковать власть, означает ли это, что и народу запрещается критиковать власть? И пошло-поехало колесо в эфире. Кто-то видит прямую логику в такой постановке вопроса? Я, простите, нет. Несомненно, общество, прежде всего СМИ и гражданские организации, та же оппозиция не просто могут, они должны критиковать власть, контролировать ее и не давать спуску каждому чиновнику. Но где, о каких- либо ограничениях подобного рода говориться в кодексе Кабмина? Там идет речь исключительно об обязанностях гос. служащего, который пришел работать на правительство, которое платит ему зарплату. Мне тоже иногда очень хочется покритиковать Кабмин и министерство, которому я помогаю, но каждый раз, когда у меня чешутся руки что-нибудь написать про это в facebook, я четко отдаю себе отчет в том, что если я приняла для себя решение идти помогать этому правительству, то я не имею морального права писать гадости в его сторону. Это для начала бескультурно, во вторую очередь – вне цивилизованных общественных норм. Заметьте также, что это чувство возникает у меня и без подписанного кодекса, и без факта принадлежности гос. аппарату – в МИПе я волонтер. И если я чем-то недовольна, то поверьте внутри команды у меня есть полная свобода высказаться и обсудить то, с чем я не согласна, напрямую с Министром.
Замечу также, что никто не оспаривает все те проблемы, которые есть внутри государства. И над многими из них хочется рыдать, из-за некоторых опустить руки, разочароваться, уйти, уехать или даже некоторых убить. И если у чиновника возникает непреодолимое желание совершить действие из этого списка, тогда надо честно выйти из состава гос. служащих, перейти в гражданское общество, СМИ и там совершить задуманное. Не хотелось завершать банальностями, но видимо придется. Свобода, как мы помним по классике, это баланс между возможностями и обязанностями. По исследованиям нашего общества свобода большинством характеризуется фразой «делаю и говорю, что хочу». Вот вам разрыв №1: правила vs вседозволенность. Не сократим его, Европы нам не видать еще лет 100.