В целом, у меня осталось положительное впечатление от сигналов, которые были посланы ключевыми спикерами относительно евроинтеграционных перспектив Украины. Поскольку конференция совпала по времени с ключевыми процессами принятия решения в ЕС по поводу подписания Соглашения об ассоциации с Украиной, нет ничего удивительного, что все дискуссии, так или иначе, сводились к Соглашению об ассоциации.
Было приятно, что даже представители наиболее скептически настроенных стран признали прогресс, который был сделан нашей страной на пути к подписанию Соглашения. Особенно некоторые спикеры (в частности из Словакии и Австрии) отмечали положительные сдвиги в плане реформирования сферы криминальной юстиции, в частности принятие и имплементацию нового Криминально-процессуального кодекса, а также тот факт, что Украина тесно взаимодействует с Венецианской комиссией в плане дальнейшего реформирования судебной системы.
На форуме стало очевидно, что Украина в своем стремлении подписать на Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации не осталась наедине, или в компании, например, только Польши. Форум в Будапеште продемонстрировал, что у нас есть на кого положиться в Евросоюзе. У нас есть друзья, которые понимают, что Соглашение об ассоциации – это не подарок. Я бы сказала наоборот: это тяжелый труд. Этот документ не только зафиксирует цивилизационный выбор Украины, но и в дальнейшем определит модель развития нашей страны.
Мне лично пришлось выступать на довольно интересной панели: как интеграция Украины в ЕС будет влиять на восточное измерение украинской политики (а по сути отношения с Россией).
В первую очередь я напомнила, что европейская интеграция определена приоритетом внешней политики Украины на законодательном уровне (как в Законе об основах внутренней и внешней политики Украины, а также Законе об основах национальной безопасности). Однако, это не означает, что для нас движение в сторону Европейского Союза должно обязательно происходить в ущерб стратегического партнерства и добрососедских отношений с нашим самым большим соседом на Востоке – Россией.
Это не просто выбор между Зоной свободной торговли с Европейским Союзом и Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана. Это выбор будущей модели развития Украины, страны с 45-миллионным населением.
— Вадим Омельченко, президент Института Горшенина
Именно поэтому руководство Украины в течение двух с половиной лет так усиленно ищет компромиссный вариант решения из так называемой газовой проблемы и оптимальной формулы сотрудничества между Украиной и Таможенным Союзом.
Для нас отношения с Россией – это не просто эмоциональные разговоры о славянском единстве и общей истории, чего никто, конечно же, не отрицает. Для нас это сотрудничество имеет и четко выраженное прагматическое измерение. Россия остается главным торговым партнером Украины. А Таможенный союз, в свою очередь, – это 60 миллиардов долларов товарооборота. Мы не можем позволить себе игнорировать этот рынок и не сможем это сделать еще в течение определенного времени. Даже после вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом.
Ведь речь идет не только о финансовой прибыли, речь идет о сформировавшемся в течение последних двадцати лет менталитете украинских предпринимателей, которые привыкли к определенным правилам игры на рынке, и многие из которых не смогут переориентироваться на европейский рынок так быстро, как бы им хотелось.
Я уверена: России чрезвычайно выгодно сотрудничество с нынешней Украиной, но это сотрудничество не станет менее выгодным из Украиной, которая подпишет и будет имплементировать Соглашение об ассоциации с ЕС. Скорее, даже наоборот. Во-первых, появится больше предсказуемости и последовательности со стороны Украины как стратегического партнера. Появится понимание, по каким правилам игры здесь играют – европейским или постсоветским.
Во-вторых, европейская Украина станет значительно более привлекательной и более безопасной для инвестора, в частности и российского. Ведь, уверена, российский инвестор будет чрезвычайно заинтересован в свободном выходе на рынок, в более эффективных судах, в минимизации бюрократических процедур.
- Украина не прячется от откровенного диалога с Россией по вопросам интеграции в Таможенный Союз. Мы активно предлагаем такую формулу интеграции Украины с Таможенным Союзом, которая бы устроила обе стороны.
- Украина в своей интеграции с Таможенным Союзом исходит из формулы «3+1». Мы готовы к любому виду интеграции, который не выходит за рамки этой формулы. Если статус, скажем, наблюдателя на сегодняшний день не устраивает российскую сторону, мы готовы терпеливо искать другой статус, который бы соответствовал этой формуле.
Я призываю также российскую сторону не ставить двусторонние отношения между Украиной и Россией в зависимость от степени интеграции Украины с Таможенным Союзом. Интенсивность отношений между нашими странами не должна страдать от неопределенной формулы участия в постсоветских интеграционных проектах.
Украина, выбрав европейскую модель развития, ориентируется не на то, чтобы слепо перенимать все европейские стандарты и выполнять все пожелания Брюсселя, даже если они расходятся с национальными интересами Украины. Мы выбрали эту политику, потому что хотим построить Европу у себя дома, с помощью Евросоюза, а не по его указке. Выстраивая равноправные отношения с Евросоюзом, а не по модели старшего и младшего брата, которую Украина в своей истории апробировала неоднократно.
Доказательством таких равноправных отношений есть парафированное Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Украинская сторона, несмотря на очень жесткие переговоры, смогла добиться существенных уступок в том, что касается квот на экспорт некоторых видов украинской продукции или достичь более благоприятного переходного периода, который будет действовать после вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговли.
- Равноправных отношений мы стремимся достичь и с Россией. И я уверена, что мы этого достигнем. Только одна цифра: 64% россиян, согласно результатам опроса Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), видят Украину и Россию исключительно независимыми странами. Это говорит о том, что и в российском обществе есть понимание: интеграционные проекты, предполагающие воссоединение двух стран, - дело прошлого.
Подытоживая, хочу заметить следующее: мы готовы сотрудничать с Россией настолько глубоко и настолько интенсивно, насколько это не будет препятствовать реализации курса Украины на европейскую интеграцию.