В частности тех, которые касаются судебной реформы. Все в нашем дискурсе с Евросоюзом почему-то склонны акцентировать внимание на отдельных уголовных делах, в то время как системный подход остается незамеченным. Так, например, мало кого интересуют результаты работы нового Уголовного Процессуального Кодекса – а ведь эти результаты касаются судеб десятков тысяч людей и их семей, друзей, коллег. Уже один тот факт, что за 3,5 месяца имплементации нового УПК были освобождены 12-13 тысяч людей из СИЗО свидетельствует о том, что реформа приобрела реальные, а не виртуальные черты, как бывало в другие периоды существования независимой Украины. И в данном случае, заметьте, речь идет не о судьбе одного или двух человек, а о судьбе более десяти тысяч людей. Как и в случае другой статистики: если до вступления в силу нового УПК арестовывались от 2,2 до 2,5 тыс. человек, а сегодня – в районе 550-650.Кстати, имплементация нового УПК началась и без списка Фюле. Она началась потому, что реально вызрела. Потому что нельзя было дальше стремиться в Евросоюз и жить по УПК пятидесятилетней давности. Ведь новый УПК – это не просто новый документ, это новая идеология правосудия в стране. Это уже не выполнение правила «прокурор всегда прав» под козырек. Люди в погонах, так или иначе, вынуждены будут попрощаться с советской доктриной мышления, фрагментарным владением международной практикой и часто очень ошибочным представлением об интересах государства и службы.
Уверена, что вслед за УПК последуют и другие важные реформы в судебной и правоохранительной сфере, независимо от того, значатся ли они в списке Фюле или нет. А для того, чтобы интенсифицировать этот процесс - нам нужны не списки индикаторов и рекомендаций. Нам нужно Соглашение об ассоциации. Именно тогда будет мощная мотивация сдвинуть с места огромнейший бюрократический аппарат, подключить на полную мощность все административные рычаги.