Официальная позиция «Батькивщины» выглядит не слишком гибкой: там говорят, что власть бьет исключительно по Арсению Яценюку, придерживая заявления других потенциальных «тушек» из «УДАРа» и «Свободы». Честно говоря, при всей неоднозначности команды Тягнибока она выглядит более спаянной, а «ударников» цементирует постоянно растущий рейтинг их лидера. Да и очень сомнительно, что кандидатов по мажоритарным округам согласовывали без учета мнения партийного руководства. Попытка перебить негативный эффект от выхода из рядов «Батькивщины» Вячеслава Кутового и Владимира Купчака вряд ли пойдет в зачет: заявления Владимира Шкварилюка (нардепа, являющегося официальным миллионером) о попытке подкупа его «регионалами» за 3-5 миллионов «зеленых» и «давлении власти на нашего лидера Арсения Петровича» выглядели не слишком убедительными.
В цифровом выражении статистика выглядит убийственной: каждый десятый «сердечник» не вошел во фракцию или вышел из нее за полгода ее существования, а сохранившие фракционную прописку парламентарии дважды голосовали за недоверие своему лидеру. Главным внутренним оппозиционером в «Батькивщине» выглядит лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко, не упускающий ни малейшего случая, чтобы подвергнуть публичной критике Яценюка с нерастраченной полковничьей прямотой. Стоит ли удивляться, что мэсседжи Анатолия Степановича ретранслируются провластными СМИ?
И все же проблема, как представляется, в другом: Арсений Яценюк слишком быстро перерос из управленческого вундеркинда в политического иждивенца. Его внушительное персональное резюме, венцом которого стала должность спикера Верховной Рады в 2007 – 2008 годах, не помогло Арсению Петровичу удержаться на третьем месте в президентской гонке 2010 года. Его обошел бывший начальник по Нацбанку Сергей Тигипко, реанимировавший на время свою политическую карьеру. Нынешние попытки вклиниться в будущую схватку за президентское кресло пока не слишком удачны – популярность Яценюка падает. Его стремление стать главой политсовета «Батькивщины» вызывает серьезное сопротивление внутри партии. Об этом свидетельствуют не только всплеск интереса к проблеме со стороны ряда ведущих СМИ, но и письмо лидеров 12 партийных областных организаций Юлии Тимошенко, в которой ту призывают дать оценку будущему «протезированию» партии (укреплением это процедуру язык не поворачивается назвать) Яценюком.
У Арсения Петровича есть одно крупное поражение – в уже упомянутой президентской гонке, которое было неоднократно объяснено. Но у политика отсутствует опыт мелких неудач и реальной борьбы на низовом уровне, Яценюк сразу вознесся к политическому Олимпу. Напомню, что в 2007-м он стал третьим номером списка «НУНС» благодаря тогдашнему статусу фаворита Виктора Ющенко. Спикерское кресло в декабре того же года он занял во многом из-за того, что смог убедить Виктора Андреевича в своей лояльности и нежелании якшаться с Тимошенко. Неприязнь к Юлии Владимировне улетучилась, как только Яценюк понял, что «Батькивщина» после заключения партийного лидера под стражу осталась бесхозной, и туда можно придти - с деньгами и соратниками. Так, собственно, и получилось, а уже потом – по законам жанра – было и «очищение» «консолидированного» партийного списка, и слезы радости от расставания Сергея Власенко с депутатским мандатом, и непубличный, но громкий конфликт Яценюка с Юрием Луценко.
Урок случившегося с Яценюком прост: политик, декларирующий готовность ответственно действовать и приверженность европейским ценностям, не имеет морального права вызывать хотя бы тень сомнения в собственной политической чистоплотности. Статус иждивенца, опирающегося на политическую конъюнктуру, не способен трансформироваться в положение самого популярного политика страны, как не крути.