ГоловнаБлогиБлог Кати Куницкой

«Молодость», дни 5 и 6: кино, которого ждали

К середине фестиваля большинство зрителей все же заметили: «Молодость» в разгаре, и многие фильмы начали собирать настоящий аншлаг на показах. Наиболее посещаемой в последние дни остается «Национальная программа» короткого метра, качество которой, правда, с первой же показанной картины было поставлено под сомнение.

Кадр из фильма Девочка с рыбьим хвостом
Фото: МКФ "Молодость"
Кадр из фильма Девочка с рыбьим хвостом

Примечательно, что многих на показ в среду привело именно желание увидеть нашумевший 3D-мультфильм «Девочка с рибьим хвостом» Сергея Мельниченко. Это уже не первая история о девочке в сказочном мире на фестивале (вспомнить ту же «Выдумку» Катерины Чепик), но, тем не менее, пластилиновый мультик – это веселая и философская сказка о поисках ключа к мечте. К моменту показа на «Молодости» «Девочка» уже успела стать фаворитом нескольких фестивалей – Одесского международного кинофестиваля и престижного кинофестиваля в Оттаве. Несмотря на наивный сюжет и стереосъёмку, мультфильм оставляет пространство для раздумий каждому, независимо от возраста.

Еще один анимационный фильм в этом блоке, опять таки показанный в Одессе – «Магазин певчих птиц» Анатолия Лавренишина. Мультфильм повествует историю, которая якобы не вошла в собрание «Тысячи и одной ночи». В «Магазине» – сплошь гротескные персонажи: люди – птицы, а птицы – люди. Антиутопичная картина о человеке за боротом общества в очередной раз показала, что, как ни странно, анимация в конкурсе на порядок выше и существенно отличается от других фильмов.

В секции национальной программы показали и «Птицу цвета ультрамарин» Ильи Ноябрева. Это черно-белый фильм с Евгением Гришковцом в главной роли о последнем дне жизни знаменитого артиста, который ищет новый приют для своего старого попугая. Главного героя писали с Андрея Макаревича. Фильм на общем фоне программы, действительно, выглядит некой птицей счастья, которую ждали вот уже несколько фестивальных дней.

Кадр из фильма Живая ватра
Фото: МКФ "Молодость"
Кадр из фильма Живая ватра

Параллельно с конкурсной программой «Молодость» показывает секцию «Украинские премьеры», которую особенно критикуют в этом году. Впрочем, наконец-таки показали фильм, способный несколько реабилитировать секцию в глазах кинокритиков и зрителей. «Живая ватра» Остапа Костюка собрал настоящий аншлаг: ради украинской документальной картины о гуцулах зрители сидели даже на полу.

Фильм, снятый по заказу Госкино, повествует о жителях села Бабин на Западной Украине – одном из последних сел, занимающихся разведением овец. «Живая ватра» – объективная реальность, диссонанс между современным миром и древним, со своими традициями и верованиями. История жизни гуцул, их быт рассказываются словами маленького мальчика, который мечтает стать пастухом и продолжить семейное дело. Параллельно о своей жизни рассказывает и старый овцевод Иван. Картина без лишней патетики и попыток выбить у зрителя слезу и сыграть на сентиментальности, получилась действительно тем самым колоритным украинским кино, которого ждали на «Молодости».

А вот полнометражный конкурс свидетельствует о том, что фаворита из первых конкурсантов выбирать не получится. Показанные ранние индийский «Суд» Чайтанья Тамгани и «Виктория: История о добродетели и жадности» Мена Ларейда должного для конкурсной программы впечатления не произвели.

Еще один фильм из конкурсной программы – «Форт Бьюкенен» Бенджамина Кротти. Картина о жизни семей военнослужащих, живущих в гей-лесбийской коммуне, стала открытием на фестивале в Локарно, но вот в Киеве ожидаемым фурором продюсера не порадовала. Психологическа драма, которая в глазах создателей граничит еще и с эксцентричной комедией, на самом деле является монотонным, а порой и вовсе бессмысленным изображением жизни на отдаленной базе «Форт Бьюкенен».

Кадр из фильма Страна бурь
Фото: МКФ Молодость
Кадр из фильма Страна бурь

Показ очередного конкусрного фильм «Страна бурь» Адама Часи существенно репутацию конкурсной программы в глазах зрителей и жюри не поднял. Венгро-немецкий фильм в очередной раз поднимает и разжевывает близкую к ЛГБТ проблематику. Саби – гомосексуал, после проигранного футбольного матча, решает пересмотреть взгляды на жизнь и уехать в оставленный по наследству дом – разбитую халупу без крыши и окон. Вскоре Саби встречает Арона, который из-за сомнительной дружбы вмиг становится обьектом для насмешек и издевательств среди своих знакомых.

Фильм, в центре которого абсолютно апатичный и отталкивающий главный герой размышляет о смысле жизни кажется нарочито бесмысленным, а когда к комании Саби и Аарона присоединяется Бернард – друг из футбольной команды – картина превращается в странное экспериментальное кино, способное вызывать у зрителей лишь истерический смех, и оказывается не в состоянии оправдать даже название фильма. Примечательно, что даже не все члены жюри смогли пройти испытание «Страной бурь» до конца.

Кадр из фильма Кукурузный остров
Фото: МКФ "Молодость"
Кадр из фильма Кукурузный остров

Пожалуй лучшей альтернативой конкурсной программе стала секция «Фестиваль фестивалей» и грузинский фильм «Кукурузный остров» Георгия Овашвили, к слову, выдвинутый от Грузии на «Оскар» в этом году.

Весенние наводнение создает среди реки остров, на котором старик вместе с 16-летней внучкой выращивает кукурузу, но грузинские пограничники время от времени нарушают спокойное течение жизни на острове. «Кукурузный остров», отличившийся на нескольких фестивалях, получился молчаливой доброй притчей о жизни на острове, который не подчиняется человеку: он исчезает и снова появляется, чтобы сюда снова пришел какой-нибудь старик.

Психологическая драма о смене поколений с каждой минутой открывает новые смыслы, каких, к сожалению, не имеет полнометражный конкурс, поэтому зрители ищут хорошее кино в Скандинавской или Франкоязычной программе, другие же предпочитают старую добрую ч\б классику с хорошим послевкусием, как «Большая иллюзия» Ренуара.

Катя Куницкая Катя Куницкая , Журналист
LB.ua в соцмережах: